Под занавес года в Москве началась горячая страда у работников дорожных служб, которым приспичило именно сейчас заняться укладкой асфальта. С неба снег валом, мороз минус 10, а они знай себе жирным слоем его разбрасывают. Такие картины можно наблюдать во многих районах Москвы. Это называется «освоение денег». А что весной переделывать придется - так средства казенные, не жалко.
Жители многоэтажки в Бутырском районе глазам не поверили, когда к ним во двор зарулил грузовик с горой дымящегося асфальта. Перед ним двигались мини-трактор-снегоуборщик, дорожный каток и десяток смуглых ребят с лопатами.
Вообще-то люди пол-осени ждали, когда двор приведут в порядок. Но в октябре и ноябре пара-тройка рабочих лишь начала корчевать старые бордюры, появляясь с печальной нерегулярностью, и успела уложить немного новых. Потом выпал снег, неиспользованные блоки куда-то увезли, и двор заснул в ожидании теплых дней. Перезимовать без бордюров - не самое страшное в жизни. Но куда там: жителям хотели сделать красиво - жителям сделали.
Мини-трактор раскидал по углам сугробы. Снег на асфальте остался - куда его денешь, если сверху сыплет. В общем, на него и плюхнули дымящуюся черную массу. Раскидали, разровняли - на все ушло минут 15. На поверхности тут же появились лужи. А из недр выступила щебенка - пожелала сразу выйти из игры, пошутили в домовом чате. Через пару часов черное полотно засыпало снегом. Проверить, что там наделали, невозможно. Старые-новые бордюры замуровали одинаково. А значит, по весне асфальт снова будут ломать. И так по кругу.
Уточнили: заказчиком выступает ГБУ «Автомобильные работы» - его представители уверяют, что все делают по технологии и нечего ныть. Однако есть нюансы.
- Нормативы действительно допускают укладку дорожного полотна при температуре до минус 10 градусов, - объясняет руководитель дорожно-строительной компании «Транском» Сергей Терехов. - Но чтобы оно прослужило долго, к качеству асфальтобетонной смеси и технологии ее укладки предъявляются очень высокие требования - их определяет ГОСТ 58831-2020. Любое отклонение от технических норм приведет к быстрому разрушению дорожного покрытия. Например, чтобы обеспечить сцепление свежего слоя с нижележащим, перед укладкой асфальтобетонной смеси поверхность нижележащего слоя очищают от снега, льда, пыли и грязи механическими щетками, продувают поверхность сжатым воздухом, обрабатывают противогололедными материалами и просушивают. Перед укладкой асфальта на сухом нижележащем слое выполняют подгрунтовку поверхности жидким битумом. Если на поверхности асфальта выступила вода, значит, технология укладки не соблюдалась. К сожалению, такое происходит сплошь и рядом. Самое печальное: все понимают, что так делать нельзя, но работы все равно проводят именно потому, что поджимают сроки, есть заказ и его надо выполнить и так далее. Сколько прослужит покрытие, уложенное с нарушениями? Года-два максимум, потом его надо делать заново.
Подозрительная предновогодняя активность со стороны асфальтоукладчиков из ГБУ «Автомобильные работы» особенно ярко выделяется на фоне слабой работы снегоуборочных служб. Вот право, лучше бы теми же силами сугробы оперативнее убирали и тротуары ото льда обрабатывали - даже в центре пройти невозможно. А во дворах вообще ужас. Говорят, дворников в Москве не хватает - очередное сокращение. Да и сами ушли многие - в основном в доставку. Так что асфальт теперь новый, но он опять под сугробами. А это уже, видимо, до весны.
Источник фото: «ЭГ»