4 сентября завершился хадж – ежегодное паломничество мусульман в Мекку. Для кого-то это – долг верующего, а для кого-то – коммерческий проект. Кто и как отвечает за паломников из России?
В России существует должность уполномоченного по делам хаджа, и с 2013 года ее занимает Ильяс Умаханов, заместитель председателя Совета Федерации. По его словам, совет по хаджу во взаимодействии с духовными управлениями мусульман и хадж-операторами оказывают всестороннюю поддержку желающим поехать в Мекку, но все же не всем удается выполнить священный долг. Это реальный бизнес, и весь он завязан на квотах, выделяемых Саудовской Аравией. В этом году из России в Мекку оправилось 23,5 тысячи паломников – не считая тех, кто так и не смог попасть к святым местам из-за недобросовестных туроператоров. Учитывая, что минимальная стоимость религиозного тура в 2017 году составила около ста тысяч рублей, несложно подсчитать, какие деньги крутятся в этой сфере. Ведь недаром для Саудовской Аравии это вторая важнейшая статья доходов после добычи нефти.
Однако неплохим источником доходов стал хадж и для самого Ильяса Умаханова. Еще в 2013 году вскрылись финансовые махинации и нарушения вокруг организации поездок российских мусульман на паломничество в Мекку, когда было присвоено 36 млн. рублей. К сожалению, в официальных документах сам Умаханову помянут не был и до сих пор занимается организацией священного паломничества для российских мусульман. Однако он как глава хадж-миссии обязан был быть в курсе всех нюансов организации, и трудно предположить, что Умаханов не связан с мошенниками. Кроме того он, как чиновник может хоть каждый год посещать Мекку для «содействия» и не за свой счет – в отличие от паломников, выкладывающих за хадж от 2000$ до 6000$.
Да и правоверным мусульманином назвать Ильяса Умаханова не получается. Ведь сказано в Коране: «Отрубите руку вору и воровке за содеянное ими как примерное наказание от Аллаха», а уж семья Умахановых в родном Дагестане известна давно и с самой нелицеприятной стороны.
Самый крупный скандал, связанный с этой фамилией, разгорелся в 2013 году, когда Центробанк отозвал лицензию у махачкалинского банка «Экспресс» и «Трансэнергобанка». Совладельцами первого являлись сыновья Ильяса Умаханова Мурад и Магомед-Салам, а также племянник Султан. Схема махинаций в банке была простой, но беспрецедентной по наглости: накануне банкротства банки просто «нарисовали» себе вкладов почти на 12 млрд. рублей, которые потом начали требовать с Агентства по страхованию вкладов. Именно самоуверенность мошенников и навела следователей на мысль о наличии у них высокопоставленного «покровителя». Кроме того, оба банка были крупными площадками для обналичивания денежных средств. Например, за девять месяцев 2012 года перед самым отзывом лицензии через «Трансэнергобанк» было «отмыто» 27 млрд. рублей. Не исключено, что средства шли на финансирование бандформирований в регионе.
Стоит отметить, что попутно банк «Экспресс», связанный с родственниками Ильяса Умаханова, присвоил и разорил одно из крупнейших предприятий Дагестана – завод по добычи рыбы «Порт-Петровск». Вместо того, чтобы развивать производство, новые владельцы просто распродали завод по частям, оставив людей без работы, а региональный бюджет – без налоговых поступлений от прибыльного предприятия. При этом жалобы от акционеров долгое время игнорировались местными органами власти.
Как политик Ильяс Умаханов тоже не заслужил уважения в Дагестане: несмотря на то, что он в свое время был выбран в Народное собрание республики, более известен в народе он стал под кличкой «Ильяс-40%» за требование баснословных «откатов». И сейчас, представляя Дагестан в Совете Федерации, Умаханов действует скорее не на благо избирателей, а в собственных интересах – как считают аналитики, желая сместить Рамазана Абдулатипова с поста главы Дагестана. В то же время, по мнению редактора издания «Аналитика юга России» Евгения Михайлова, от самого Ильяса Умаханова не было услышано ничего, кроме популистских предложений, не имеющих под собой будущего.
Можно ли доверять такому человеку руководство хадж-миссией? Отчитываясь о том, как прошло паломничество в 2017 году, Ильяс Умаханов почему-то ни словом не обмолвился о тех сотнях мусульман, которые стали жертвой туроператоров-мошенников. Да и интересуют ли его такие «мелочи»? Ведь свои проценты на вере он уже заработал, а грехи, вероятно, надеется искупить ежегодным паломничеством за чужой счет.