Крокодил Гена - социофоб, а у Ивана-дурака - синдром блондинки

Крокодил Гена
Герои любимых мультфильмов не так просты, как кажется. С помощью семейного психолога Ольги Пропубертат мы составили список самых ярких представителей отечественной анимации - от А до Я. Покопались в их биографиях, характерах, особенностях поведения и сделали неожиданные открытия, а кому-то и диагноз поставили. Поучительно - особенно для тех, у кого подрастают дети. Поехали!

Алиса («Алиса в Стране чудес») - склонность к фантазийному вранью. Большинство родителей ругают ребенка за выдумки. Но такое сочинительство - обязательный этап развития интеллекта. Чем больше фантазий, тем лучше развито пространственное воображение. Из выдумщиков получаются, например, успешные архитекторы.

Базилио, кот («Приключения Буратино») - психосоматическое расстройство: ощущение вседозволенности на фоне проблем со здоровьем. В сказке слепой кот-симулянт пускается во все тяжкие. Некоторые люди тоже считают: физические недостатки дают им индульгенцию на хамское отношение к окружающим.

Волк («Ну, погоди!») - вызывающее оппозиционное расстройство. Образ Волка - страшилка родителей: что если сын или дочь-подросток станут пить, курить и чинить прочие непотребства. Но почему тинейджеры бунтуют? Да потому что уверены: взрослые устанавливают правила, которые сами не всегда соблюдают. Дети протестуют - иногда излишне рьяно, круша все вокруг.

 

Гена, крокодил («Чебурашка») - социопатия. Гене 50 лет, и у него нет друзей. К счастью, он решил это исправить, выбрав Чебурашку - социофобам комфортнее рядом с нестандартными личностями, так проще простить себе свои заморочки. Позже Гена идет на контакт и с другими героями.

 

Дядя Федор («Трое из Простоквашино») - нарушение иерархии в семье. Тем, кому сейчас 40 - 50 лет, пришлось резко повзрослеть, когда в 1990-х их родители немного потерялись. Подростки быстрее приспосабливались к ситуации. Но раннее взросление - это всегда ответственность и тревожность, потому что приходится принимать решения вместо старших.

 

Емеля («По щучьему велению») - инфантилизм. В детстве родители пресекают любую инициативу ребенка: мал еще, не сумеешь. Дите подрастает и продолжает верить: все сложится чудесным образом без его участия.

Ежик («Ежик в тумане») - самопознание. Направляясь к Медвежонку, Ежик преодолевает препятствия и встречает многих героев - добрых и не очень. Когда он добирается до Медвежонка, обретает спокойствие, становится мудрее.

Железный Дровосек («Волшебник Изумрудного города») - пограничное расстройство личности (ПРЛ). У персонажа сказки нет сердца, и он мечтает его обрести. Людей с ПРЛ тоже можно назвать бессердечными, но, в отличие от Дровосека, им и так хорошо. Часто это манипуляторы и карьеристы - идут по головам, никого не жалея.

Золушка («Золушка») - созависимость. Стремясь заработать похвалу близких, героиня полностью отказывается от своих интересов. Она не верит, что ценна без всяких условий. В созависимых отношениях личностные границы стерты. Человек теряет себя.

 

Иван-дурак («Про Ивана-дурака») - синдром блондинки. От героя ждут действий, а он делает круглые глаза: я не умею, у меня маникюр, руки не из того места растут. В итоге люди обходятся без него. Иваны-дураки, как и блондинки, неплохо устраиваются.

 

Кай («Снежная королева») - кататонический ступор. Тяжелое состояние, вызванное эмоциональным потрясением. Человек замирает на месте или повторяет однотипные движения и не реагирует на окружающих. Это может длиться годами, а когда пациент приходит в себя, он, как правило, ничего не помнит.

Кот Леопольд («Приключения кота Леопольда») - идеализм. Леопольд - великодушный флегматик. Он не тратит силы на переустройство мира, но извлекает из него лучшее. Наиболее оптимальный способ взаимодействия с действительностью.

 

Маша («Маша и Медведь») - здоровая модель детской психики. Любознательная, непосредственная, добрая девочка с шилом в одном месте - все с ее развитием правильно. Хорошо показаны этапы взросления.

«Незнайка» («Приключения Незнайки и его друзей») - синдром выученной беспомощности. За какое бы дело ни брался Незнайка, все у него получалось шиворот-навыворот. И «добрые» знайки указывают ему на это. Ряд неудач заставляет некоторых людей заранее поверить в провал, и они уже не хотят действовать. Со временем это может вызвать психическое расстройство.

Ослик Иа («Винни-Пух и день забот») - клиническая депрессия. Состояние, при котором утрачивается интерес к жизни, и ты физиологически не можешь радоваться. Люди в депрессии часто чувствуют себя ненужными.

Почтальон Печкин («Каникулы в Простоквашино») - обсессивно-компульсивное расстройство. Человек придает слишком большое значение формальностям: документов нет, поэтому посылку вам не отдам. Такие педанты любят устанавливать правила и страшно нервничают, если их нарушают.

 

Русалочка («Русалочка») - обесценивание. Русалочка сообщает отцу, что влюбилась в Принца, которого увидела на корабле. Однако ни папа, ни сестры, ни бабушка не воспринимают чувства девушки всерьез. Но если бы родня не отмахнулась от Русалочки, возможно, она не ушла бы из дома и ничего страшного не случилось бы.

 

Старуха Шапокляк («Крокодил Гена») - истерическое расстройство личности.

Что характерно: демонстративное поведение, эпатажность, раздражительность, эгоцентризм. Шапокляк всеми силами привлекает к себе внимание. Однако, не будь ее, жизнь Чебурашки и крокодила Гены была бы менее увлекательной.

Черепаха Тортила («Приключения Буратино») - социальная изоляция. Тортила 300 лет не вылезает из грязного пруда. Встреча с Буратино возвращает ее к жизни. Общение - основа счастья. Даже на склоне лет не стоит замыкаться в своем одиночестве.

Урфин Джюс («Урфин Джюс и его деревянные солдаты») - нереализованная базовая потребности в безопасности. Это состояние может возникнуть из-за недостаточной поддержки в детстве. Джюс рано остался без родителей. Стремление к безопасности проявилось у него в маниакальном желании окружить себя многочисленной охраной.

Фрекен Бок («Карлсон вернулся») - жертва газлайтинга. Это форма психологического насилия, когда жертве внушают мысль, что она неадекватна. Тактику газлайтинга применял Карлсон, дабы выжить «домомучительницу» из дома Малыша.

 

Хоттабыч («Старик Хоттабыч», фильм) - корона на голове. Ее обладатель уверен, что он всесилен, и мир крутится вокруг него. Герой сказки - волшебник и способен на многое. В реальной жизни часто возникает дисбаланс между тем, что человек о себе думает и что на самом деле умеет.

Царевна-лягушка («Царевна-лягушка») - диссоциативное расстройство, или раздвоение личности. В сказке обе ипостаси героини не мешают друг другу. Личности, уживающиеся в одном человеке, могут быть разными по темпераменту, характеру, национальности, полу. При их смене пациент забывает все, что с ним происходило.

Чебурашка («Чебурашка») - умственная отсталость (УО). Персонаж взрослеет, но его интеллект не развивается. Чебурашка очарователен и кроток. В реальных же диагнозах обычно нет места доброте и наивности. Люди с УО часто не способны к сопереживанию, но отличаются высоким уровнем требований и раздражительностью.

Шарик, пес («Трое из Простоквашино») - оторванность от жизни. Типичный пример простого русского мужика - добродушного, рукастого, но непробивного. Для «заземления» Шарикам нужен Матроскин рядом.

Щелкунчик («Щелкунчик») - спасатель. Рискуя жизнью, освобождает девочку из плена Мышиного Короля. Такие люди будут стоять до последнего, чтобы восстановить справедливость - какой они себе ее представляют.

Элли («Волшебник Изумрудного города») - сотрясение головного мозга. Падение с высоты в летающем домике не прошло для Элли бесследно. Отсюда видения, связанные с Волшебной страной и ее колоритными персонажами.

Юдо, чудо («Чудо-Юдо») - белая горячка. Часто сопровождается зрительными, слуховыми и тактильными галлюцинациями, кошмарными сновидениями. В которых пригрезятся и чудо, и Юдо.

Яга, баба («Баба-яга против!») - деменция. Заболевание обычно ассоциируют с бабушками, которые теряются на улице и двух слов связать не могут. Тревожный звоночек, указывающий на проблему: человек не помнит, ел ли сегодня. У Бабы-яги с этим точно была напряженка: в любой момент готова кого-нибудь сожрать.

«Ольга
Ольга Пропубертат 

Не жизнь, а сказка

- Представляя разноплановых персонажей, мультфильмы помогают ребенку познавать многообразие мира, - отмечает психолог Ольга Пропубертат. - На примере героев дети учатся решать жизненные задачи, обдумывать действия, различать добро и зло. И мы видим, что грань между сказкой и действительностью едва различима - многие вымышленные ситуации находят логическое объяснение. Жаль только, что современные мультгерои больше развлекают, тогда как их задача - обучать и воспитывать, как было раньше.

Кстати

  • По данным ВЦИОМ, 56 процентов взрослых россиян обожают смотреть мультфильмы. Любовь к ним объясняют так: мультики честные, учат добру, помогают отвлечься от реальности, напоминают о детстве и повышают настроение.