После землетрясения армяне дрались за трупы
Всего 30 секунд, и - полностью стерт Спитак. На 80 процентов разрушен Ленинакан (сейчас это Гюмри). В развалинах более 300 населенных пунктов. Волна от 10-балльного землетрясения дважды огибает земной шар. Сила толчков в эпицентре, который пришелся на Спитак, сопоставима со взрывом 10 ядерных бомб, примененных в Хиросиме. Но это подсчитают потом. А в тот день люди решили, что началась война: с таким грохотом складывались дома.
Впрочем, от того, что это не бомбы, легче, конечно, не стало. Выжившие грелись морозными ночами у костров, боясь входить в уцелевшие здания. В панике искали родных, а те, кому повезло (да, именно так они тогда считали) получить тело близкого, метались в попытках достойно его похоронить.
Разбирать завалы пригнали солдат-срочников, МЧС еще не было. Именно после землетрясения в Спитаке власти задумались о создании спасательных отрядов. А тогда в Армению самостоятельно добирались добровольцы: горные спасатели-альпинисты и их коллеги из Донбасса, умевшие работать в шахтах.
Узнав о трагедии, Советская страна сплотилась - наверное, в последний раз. Многие уже сидели без зарплат, но собирали последние крохи, чтобы отправить оставшимся без крова людям. Может быть, в тот момент еще можно было остановиться и вспомнить, что огромный наш Союз умел жить в добре и согласии? Пожалуй, что нет. Потому что даже в момент этого единения с пострадавшими армянами некоторые (конечно, не все!) повели себя, мягко говоря, недостойно.
Со всего мира в аэропорты Еревана и Ленинакана летели самолеты - с палатками, оборудованием, генераторами, едой, одеждой, медикаментами. Вы можете себе представить, чтобы в столь трудный для своего народа час находились те, кто растаскивал гуманитарку?
- На совещании в Ленинакане периодически озвучивались цифры пропавшего бесследно имущества, - вспоминал журналист, военный публицист Владислав Шурыгин, лично наблюдавший, как к самолетам подъезжали непонятные бригады армян и увозили груз в неизвестном направлении. Только если на борту было нечто не очень ценное, разгрузку оставляли военным. - Вот мои пометки из блокнота того времени: «500 французских палаток с печками и спальниками», «300 немецких дизель-генераторов», «15 тонн мясных консервов», «2000 комплектов зимнего обмундирования», «10 тонн сухпайков НАТО», «3000 одеял». При этом, как и в Ереване, в Ленинакане за полосой валялись груды распотрошенных посылок глупых советских «самаритян», жалостливо отдававших в помощь пострадавшим свои теплые вещи, детскую одежду и т.п. В лучшем случае их использовали как ветошь. Видеть такое отношение к действительно всенародному сочувствию было обидно и мерзко.
Помню, как сцепился с одной армянкой, которая на моих глазах отпорола рукав у детской кофточки из такой посылки и, бросив посылку в груду, стала этим рукавом оттирать закопченный на костре бок чайника. Я сказал что-то резкое на тему того, что люди от чистого сердца собирали, а вы так с этим обращаетесь. В ответ она бросила мне:
- Сами носите свои обноски! А нас Франция оденет во все новое.
Выкормила кровью
- Самое известное чудесное спасение: история Эммы Акопян, оказавшейся под плитами здания с трехмесячной малышкой дочерью на руках. Их нашли и вытащили только через семь дней. Когда от истощения у Эммы закончилось грудное молоко, она порезала палец и давала девочке сосать из него кровь.
- На третьи сутки спасатели обнаружили под плитами, сложившимися домиком, двухлетнего парнишку. Он сидел на горше, держа в одной руке игрушку, в другой - баранку, и будто оцепенел. Расплакался, лишь увидев людей. На теле - ни одной царапины.
- 14-летний подросток из деревни Налбан остался в живых один из всей большой семьи. Он сам вынимал из-под завалов тела всех 11 родственников и хоронил их.
- Преподаватель спитакского техникума Рузанна Даниелян пробивала отверстие в завале каблуками своих туфель. Побежала к школе, не представляя, найдет ли дочь живой. А та как раз перед толчком попросилась выйти, потому что плохо себя почувствовала. Ее выбросило на улицу и накрыло, будто крышей, двумя партами. Осталась жива.
Отвлекающий маневр
Лет через 20 после землетрясения мне довелось пообщаться со спасателями, которые были в Спитаке и Ленинакане. Они рассказывали то же, что и Шурыгин. Что на завалах было совсем мало местных: работали военные и добровольцы. Что сразу же начали запускать бредовые слухи: мол, это русские военные геофизическое оружие испытали - от Карабаха армян отвлекают (напомню, мы были еще одной страной, и эти байки очень вписались в дело разобщения наций). Что, когда еще оставалась надежда раскопать живых, у французских спасателей украли новейшую по тем временам аппаратуру для поиска людей в завалах. Как чудом найденную на четвертый день девушку, которой прямо в завале пришлось ампутировать сдавленную плитой ногу, вырвали у донбасских спасателей местные мужчины и побежали с ней красоваться под камеры иностранных агентств, не сказав даже «спасибо». И как у неопознанных тел, даже у тех, что без экспертизы опознать было невозможно, объявлялись по две пары родителей, дравшихся за труп, - потому что за каждого погибшего причиталось 200 руб.
Заграница им поможет
Можно быть маленькой и гордой страной, а вот маленькой и сильной обычно не получается. Поэтому от турецкого гнета армян спасала Россия, пыталась сдержать кровопролитие в Карабахе Россия, и во всех армянских бедах виновата, не поверите, она же.
В 2018-м оппозиционер Никол Пашинян, преобразившийся из солидного мужчины в пиджаке и галстуке во взъерошенного мужичка из народа, возглавил как бы стихийный протест. Трагичности ему и красочности телекадрам придавала нарочито забинтованная рука с просочившейся на бинт кровью - поранился о колючую проволоку. Западные кукловоды не подвели, оппозиционер сел в кресло премьера страны и начал поворачивать Армению в сторону Запада.
Пашинян, прямо скажем, дерзит. Сажал под арест пророссийских политиков. Допускает акции вроде забрасывания посольства РФ кирзовыми сапогами или краской (тут, правда, попались идиоты-исполнители, которые не докинули пакеты, и краска не пролилась). Премьер не соизволил встречать в аэропорту президента Путина, прибывшего с визитом. А на днях проигнорировал совещание ОДКБ. Строит из себя обиженку, мол, какая коллективная безопасность, если вы нам ее не обеспечили (речь, конечно, о Нагорном Карабахе). Ну то есть сам сдал Арцах, заявив, что не собирается конфликтовать с Азербайджаном, но крайние - российские миротворцы.
Ту же тему разгоняют многочисленные НКО, работающие в Армении на деньги Госдепа: с 2018 года в них было только по открытым источникам вложено $100 млн. «Независимое» мнение соросят: Россия обслуживает интересы Азербайджана и вообще собиралась устроить в Армении госпереворот, отнять независимость. Поэтому надо выйти из ОДКБ, отключить российские телеканалы и, разумеется, выгнать российскую военную базу из Гюмри. Знакомая риторика, не правда ли? Что будет дальше со страной и кто займет место наших военных - очевидно.
И плевать, что формально Нагорный Карабах - территория Азербайджана, потому что его суверенитет не признала даже сама Армения. Наши миротворцы примыкать к одной из сторон конфликта не имеют права. Но это они эвакуировали 5 тыс. человек из Карабаха - преданных и брошенных Пашиняном на произвол судьбы армян.
Ну и не стоит забывать, что членство в ЕАЭС и ОДКБ - это дешевый газ, таможенные льготы, российский рынок сбыта, ядерное топливо для АЭС (40 процентов вырабатываемой в Армении энергии - атомная), обеспечение безопасности российскими пограничниками на границе с Турцией и Ираном и т.д.
Продолжая пользоваться этими «плюшками», Пашинян закупает оружие у Франции и Индии, договаривается с немцами о реформировании армии, постоянно консультируется с американцами. И юлит, когда его прямо спрашивают о выходе из ОДКБ: мол, нет-нет, ничего менять не станем. Однако долго сидеть на двух стульях мало кому удавалось. Может, и правда, нечего нашим миротворцам в Армении делать, пусть сами разбираются? Ну и скидки отобрать, сколько ж можно!
Разбрелись по свету
- До Первой мировой войны территория Армении была гораздо больше. Куски от нее поотщипывали Турция, Иран, Грузия. Армяне бежали кто куда. На родине их проживает около 3 млн человек, а по всему миру, по разным оценкам, от 8 до 12 млн.
- В России они селились с XVI века, на сегодня их 2 - 2,5 млн. Это самая большая из диаспор в нашей стране и одна из самых влиятельных. Концентрированно проживают в Москве, Петербурге, Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской области.
- Примерно 1,5 млн армян в США: в основном бежали от турок в начале ХХ века, потом подъехали жившие на Ближнем Востоке и спасавшиеся от последствий Исламской революции и гражданской войны в Ливане. Тоже селятся на юге - в Калифорнии.
- Третья по численности диаспора - во Франции: около 500 тыс. Но именно на эту страну делает ставку Никол Пашинян, целуясь в десны с Макроном. Он бы поосторожнее, кстати, на Кавказе такое не приветствуется.
Без слез не взглянешь
В 2016 году на экраны вышла картина Сарика Андреасяна «Землетрясение». В центре сюжета история 45-летнего Константина Бережного (Константин Лавроненко) и 20-летнего Роберта (Виктор Степанян). Когда-то Бережной сбил своей «Волгой» родителей Роберта, сел в тюрьму и вышел аккурат в день страшного землетрясения. И столкнулся с мальчиком, которого сделал сиротой и который вынашивал план мести, в одном отряде, разгребавшем завалы. История, понятное дело, - обрыдаешься. Зрители так и пишут: сильное кино, без слез смотреть невозможно!
Но многие, у кого в памяти живы те события, заметили: фильм - обычная голливудская слезовыжималка. От правды там - только факт подземного толчка. И ничего о том, что спасала и помогала вся страна. Будто бросили бедных армян на произвол судьбы, и лишь соседи-грузины да доблестные французские спасатели примчались на помощь.
В поле не воин
В октябре министр обороны Армении Сурен Папикян сгонял во Францию и подписал там с коллегой договор о закупке вооружений и образовательных программах. А на днях появилась информация, что первые группы армянских военных уже отправились в Европу учиться натовским премудростям. И тамошние инструкторы, распаляя кавказских парней русофобскими лозунгами, вербуют их для ВСУ. Говорят, особо ценятся вояки из Карабаха. Где у французов логика? Если уж дорогое сердцу всех армян место просто сдали, на фига им за какую-то хохляндию биться? Разбегутся по родственникам в Москву, Париж да Лос-Анджелес. Только армянские пятки сверкать будут.