Почему ни бешеные деньги, ни ум, ни щедрая душа не помогли Альфреду Нобелю обрести счастье

Альфред Нобель

10 декабря в день смерти Альфреда Нобеля в Стокгольме в очередной раз вручат премии его имени. Пять лауреатов поделят между собой около $1,1 млн. Вечер обещает быть томным, ведь 21 октября шведская общественность отметила 190-летний юбилей этого пацифиста и филантропа, которого при жизни называли «королем динамита», «торговцем смертью», «миллионером на крови» и «массовым убийцей».

В 91-м году в городе на Неве на Петроградской набережной установили 4-метровый экспрессивный монумент, изображающий взрыв. Это памятник одному из Нобелей. В Санкт-Петербурге жили три поколения знаменитой семьи. Но в мировой истории, самый известный, конечно, изобретатель динамита Альфред Нобель.

Шведская семья

Он был сказочно богат, но с детства жаловался на здоровье. Проблемы с желудком, головные боли, сердечные приступы… Однажды, к изумлению врачей, Альфред вдруг заболел цингой - хворью клошаров и пустынных кочевников. От виноградного сока, прописанного лекарями, его жутко тошнило.

Сложно сказать, что привело к ранней кончине гениального изобретателя: родительские гены, постоянный контакт с химическими реактивами или депрессии от одиночества.

- Разве не ирония судьбы, что мне прописали нитроглицерин! – шутил он незадолго до смерти.

Когда в 63 года миллионер преставился, родные и близкие собрались на его роскошной вилле в Сан-Ремо в сладостном предвкушении. И буквально охренели. 94 процента своих денег и прочего добра он завещал не им. А  специальному фонду, который на полученные проценты обеспечивал бы вручение пяти ежегодных Нобелевских премий…

Альфред Нобель 

Его папа Эммануил перепробовал множество профессий. Химические эксперименты он совмещал с самыми невероятными коммерческими прожектами. Обанкротился, влез в долги и сбежал из Швеции в Россию. В имперской столице Нобелю-старшему удалось добиться аудиенции у военного министра и заключить контракт на изготовление морских мин. Ему выдали 25 тыс. руб., а потом еще 40 тыс. – на строительство литейного завода.

Бизнес у шведа как говорится попер. Расплатившись с долгами, он перевез в Россию жену Андриетту и сыновей Роберта, Людвига и Альфреда. Нанял лучших учителей, чтобы дети получали идеальное образование. Сам же, включив свою необузданную фантазию, конструировал не только морские мины, но и торпеды, пароходы, отопительные системы для зданий, непромокаемые рюкзаки и еще много всякой всячины. Современную фанеру, например, тоже изобрел Эммануил Нобель, можете себе представить?

Альфреду прекрасно давались языки, особенно русский, французский, английский и немецкий. Но главных успехов он добился в химии, что неудивительно. Учителем юноши был знаменитый академик Николай Зинин.

В 16 лет Альфред покинул Питер. Отец отправил его повышать квалификацию в химических лабораториях Европы и США. Двухлетняя командировка определила дальнейшую судьбу юноши: славы и денег он в итоге добьется на Западе. Остальные же члены семьи окончательно обрусели и покинули Россию только из-за революции в 1918-м.

Людвиг Нобель построил в Питере завод «Русский дизель», где производились пушки, мины и снаряды. Потомственных рабочих он селил в поселке из 13 домов. В каждой квартире – отопление и ванная комната. Этот квартал до сих пор называют «городком Нобеля».

Динамитные «колбаски» оборачивали в промасленную бумагу 

«Взрывное масло»

Вернемся, однако, к главному герою. В Париже Альфред познакомился с Асканио Собреро, изобретателем «взрывного масла» - нитроглицерина. Встреча стала поворотной. Молодой человек заболел идеей укротить коварную взрывчатку, чтобы выстроить с ее помощью свой главный бизнес.

В Питер он вернулся в 1852 году накануне очередного нападения на Россию коллективного Запада. Англия, Франция, Турция и Сардиния ударили одновременно по Крыму, Кавказу, Дальнему Востоку, Петербургу и русскому Северу. Нобели получили крупные заказы на морские мины, которые в итоге спасли не только столицу, но и Ревель, Кронштадт и Свеаборг. Минные поля в Финском заливе сковали вражескую эскадру.

Кроме боеприпасов шведская семья выпускала токарные станки, дизельные двигатели для кораблей, железнодорожные шпалы и много других вещей, необходимых для экономики империи. Все свободное время Альфред проводил в химической лаборатории своего учителя Зинина: вместе они изучали особенности нитроглицерина.

После Крымской войны на престол взошел Александр II. Oбъем госзаказов упал. Старшие братья Нобели подались в Баку добывать нефть, а Альфред – в Швецию.   Тема нитроглицерина не давала покоя: он продолжил эксперименты, но случилась беда. В лаборатории произошел взрыв, среди погибших оказался его младший брат 20-летний Эмиль.  Смерть стала страшным ударом для всех Нобелей. Главу семьи разбил инсульт, и вскоре он скончался.

Бюст Альфреда Нобеля на Нобелевской ассамблее Каролинского института в Стокгольме 

Динамит Альфред изобрел и запатентовал уже в США. Вначале он поставлял строителям тоннелей то самое, крайне опасное «взрывное масло». А в 1866-м обнаружил, наконец, что смешивание нитроглицерина с кремноземом превращает летучую жидкость в пасту. Круглые бруски, завернутые в промасленную бумагу, можно было безопасно перевозить. Взрывали их с помощью капсюля-детонатора, его Альфред запатентовал в тот же год.

Через девять лет заводы Нобеля пустили в серию еще более дьявольский продукт, так называемый «гремучий студень». Смесь нитроглицерина с коллодием оказалась мощнее динамита. Разумеется, «студень» предназначался для промышленных целей. Но изобретения химика помимо его воли уже участвовали в войнах в качестве оружия массового поражения. И в 88-м году случилось событие, после которого жизнь Альфреда перевернулась.

Во французском санатории умер его брат. Но репортеры знали только одного Нобеля – «короля динамита». И произошла путаница: на следующий день газеты вышли с его некрологами. Самый популярный заголовок – «Торговец смертью мертв». Альфред читал и глазам не верил. Вместо скорби о кончине великого изобретателя – откровенная радость. Авторы ликовали, что мир избавился от «негодяя, виновного в гибели тысяч людей»…

Он осознал, кем войдет в историю после своего настоящего ухода. И стал самым рьяным спонсором пацифистов. Уже через год Нобель участвовал в работе Первого Всемирного конгресса мира!


Только факт