Для всех хоккейных болельщиков 7 сентября навсегда стало днем скорби и траура
Именно в этот день в 2011 году трагически оборвались жизни 44 человек, находившихся на борту ЯК-40, потерпевшего крушение при взлете. В этом самолете хоккейная команда летела на матч с минским «Динамо». Спустя шесть лет после катастрофы не утихают споры о том, что же стало причиной трагедии. Многие эксперты не верят официальному заключению следственной комиссии МАК.
Как гром среди ясного неба
Ярославский «Локомотив» был одной из самых успешных команд Континентальной хоккейной лиги. В ее составе помимо коренных ярославцев были спортсмены из Германии, Чехии, Словакии, Латвии, Украины и Белоруссии. Молодые, красивые, полные жизненной энергии и планов на будущее. Их гибель потрясла весь мир.
Это был обычный штатный полет – чартерный рейс Ярославль – Минск авиакомпании «Як Сервис». Хоккеисты уже не первый раз летели этой авиакомпанией и именно этим самолетом. Всего за несколько дней до трагедии 27 августа они возвращались на нем из Риги, где завоевали Кубок Латвийской железной дороги.
Помимо восьми членов экипажа и 26 хоккеистов на борту были четыре тренера во главе с главным тренером – канадцем Бредом Маккриммоном, четверо массажистов, врач, методист и администратор.
Повсюду служили панихиды по погибшим и отменяли спортивные и развлекательные мероприятия. Многие команды после трагедии посвящали «Локомотиву» свои победы. Тяжелее всего произошедшее переживали в Ярославле. В одночасье город лишился своей любимой хоккейной команды. Многие здесь лично знали погибших.
Уходят лучшие
Страшно, когда гибнут молодые. У многих погибших в авиакатастрофе остались маленькие дети. Некоторые из них сами еще были «малышами» для своих родителей. Самому младшему члену команды Максиму Шувалову было всего 18 лет. Нападающий Павел Снурницин отметил 19-й день рождения. Мать погибшего форварда Сергея Остапчука, которому был 21 год, перенесла сердечный приступ. СМИ даже сообщали о ее смерти, но позже эту информацию опровергли.
31-летний нападающий Иван Ткаченко всего три месяца не дожил до рождения долгожданного сына. С супругой Мариной они были вместе со школьных лет. У них уже было две дочери, Александра и Варвара. Иван мечтал назвать сына Николаем, и его супруга исполнила волю погибшего. После трагедии выяснилось, что незадолго до рокового полета Иван анонимно перевел 500 тысяч рублей в благотворительный фонд, оказывающий помощь детям, больным лейкемией. В фонде сообщили, что от этого адресата регулярно приходили крупные суммы, но его фамилия была до того дня им неизвестна.
Чудом выжили
20-летний нападающий Максим Зюзякин должен был лететь вместе с командой в Минск, но буквально накануне вечером ему позвонил генеральный менеджер клуба Юрий Лукин и сообщил, что руководством клуба принято решение перевести его в молодежную команду. Таким образом он чудом избежал того злополучного рейса. Также в последний момент отказался лететь тренер вратарей – финн Йорма Валтонен. Он остался, чтобы поработать с молодежной командой «Локомотива», и это спасло ему жизнь.
Одному из находившихся на борту людей удалось выжить. Александр Сизов не являлся членом экипажа и не имел отношения к хоккейной команде. Он работал в авиакомпании «Як Сервис» инженером по наземному обслуживанию радиоэлектронного оборудования. Сизов отправился в этот чартерный рейс для того, чтобы в Минске выполнить все необходимые технические мероприятия по межрейсовому обслуживанию самолета. В результате катастрофы он получил множественные переломы грудной клетки, перелом основания черепа, ребер, обоих бедер и ожоги 15 % поверхности головы.
Прибывший на место крушения экипаж «скорой помощи» доставил его ярославскую больницу имени Соловьева, а оттуда бортом МЧС мужчину переправили в реанимацию НИИ им. Склифосовского в Москву. В течение нескольких дней Сизов находился в стабильно тяжелом состоянии. Врачи вынуждены были ввести его в медикаментозный сон, чтобы он не умер от болевого шока.
12 сентября опасения за его жизнь остались позади и его перевели в обычную палату. После излечения он продолжил работать по профессии в ОКБ им. Яковлева в аэропорту Жуковский.
Был и еще один выживший в катастрофе. 26-летний нападающий Александр Галимов cамостоятельно сумел выбраться из-под обломков.
Кости его были целы, но тело сильно обгорело. Его подобрали полицейские на патрульном катере (катастрофа произошла на берегу реки). Он назвал им свою фамилию. Галимова госпитализировали, переправили в Москву в институт имени Вишневского, но даже там не сумели его спасти. По заключению врачей, его тело было обожжено более чем на 80 % ожогов.
Как это случилось?
Согласно официальному заключению следственной комиссии МАК, причиной катастрофы стала ошибка второго пилота, нажавшего тормоз во время разгона самолета. В подтверждение эксперты указали, что экипаж прошел недостаточную переподготовку для управления этим типом самолета. Кроме того, по данным экспертизы, в крови второго пилота было обнаружено присутствие фенобарбитала, оказывающего затормаживающее влияние на нервную систему. Хотя, согласно правилам, человек, употребляющий медикаменты, содержащие это вещество, не может допускаться к пилотированию самолета.
Многие эксперты с выводами следствия не согласились, полагая: Межгосударственный авиационный комитет пытается отвести от себя обвинения в том, что к полету был допущен борт, имеющий технические неисправности.
О том, что с самолетом что-то было не все в порядке, свидетельствует расшифровка аудиозаписи переговоров экипажа. Бортовые самописцы зафиксировали последние секунды жизни пилотов. Между командиром судна и вторым пилотом явно возникли разногласия. Второй пилот говорил о возникших проблемах и явно пытался предостеречь командира от взлета, но начальник не послушал своего подчиненного и поднял машину в воздух. Самолет не успел набрать высоту и врезался в радиомаяк, после чего рухнул на берегу реки Туношонки.