Правда ли, что советское пиво было вкуснее

pixabay.com

Какие пенные напитки потребляли наши отцы и деды

В современных магазинах видов пива – как звезд в небе. Бутылочное, баночное, разливное, импортное, крафтовое – на любой вкус. А как обстояли дела с пивом в СССР?

По причине НЭПа

История советского пива началась, когда Союз был еще не создан, – 3 февраля 1922 года. В этот день было подписано постановление «Об акцизе с пива, меда, кваса и фруктовых и искусственных минеральных вод». Государство, поддерживающее частных предпринимателей – нэпманов – собиралось взимать с них дань и издало соответствующий документ.

Бывшие хозяева пивоваренных заводов, национализированных властью рабочих и крестьян, активно арендовали эти заводы у государства и продолжали заниматься тем самым делом, которое знали и любили еще до революции – варили пиво. Выпускали напитки немецких марок (светлое «Баварское», темное «Мюнхенское», крепкое пиво «Бок»), австрийских («Богемское», «Венское»), варили английский светлый эль и темный портер, производили пиво якобы чисто русское, но явно зародившееся под влиянием европейских традиций – «Двойной золотой ярлык» и «Кабинетное».

Был, впрочем, в России и действительно наш, доморощенный сорт пива, с которым за границей никто знаком не был. Называлось оно «Черное»; было довольно плотным, но крепость имело низкую – за счет того, что не выбраживалось до конца и по способу изготовления напоминало скорее квас, чем пиво.

В конце 1920-х нэпманов стали все больше притеснять. Тогда же родился первый отраслевой стандарт (ОСТ) для пива.

Женщинам и детям

Когда на конкурсе пива на ВДНХ победило «Венское» Жигулевского завода, товарищ Микоян предложил это пиво переименовать – дать ему более пролетарское название. Так «Венское» отечественного производства раз и навсегда стало «Жигулевским». Заодно переименовали пиво «Пильзенское» в «Русское», а «Мюнхенское» – в «Украинское» (потому что производилось в Одессе и Харькове).

Старые названия сохранили те сорта, в которых наверху не усмотрели ничего «буржуйского»: это темное, плотное, сильноохмеленное пиво «Портер», темное же пиво «Мартовское» – и традиционное русское «Черное», которое имело крепость кефира и потому было рекомендовано к употреблению детьми и кормящими матерями.

Разрабатывались в то время и элитные сорта пива: «Московское высший сорт», крепкое и плотное «Столичное». Пытались в Союзе запустить производство эля – но, когда грянула война, все разработки были свернуты.

Пивной ларек в СССР. ru.torange.biz

Жигули вы мои, Жигули

После войны, когда объемы производства пива стали понемногу догонять уровень 1930-х, самым распространенным сортом в СССР стало «Жигулевское». Пиво было в основном разливным; бутылочных сортов было мало, и производила пиво в бутылках, как правило, Прибалтика. Знаменитый сорт «Рижское» был запущен еще в 1944 году: он полностью дублировал сорт «Русское», но было решено, что раз Рига теперь наша, то пусть в ее честь называется пиво.

В некоторых городах СССР пиво продавалось в автоматах. ru.torange.biz

Во времена хрущевской оттепели количество сортов пива резко возросло до сотни. В числе прочих перемен в стране ГОСТы на пиво сменились республиканскими стандартами; заводы массово вводили у себя временные технические условия (ВТУ) и выдумывали свои фирменные сорта.

Именно в это время в пивоварении стали активно использовать рис, сою, пшеницу, всевозможные сахара – и, разумеется, вездесущую кукурузу, куда же без нее. Это позволяло придумывать новые, нестандартные вкусы пива. Появлялись весьма интересные сорта: эстонское «Кдака» – с добавлением можжевельника, «Роменское праздничное» и «Переяславское» – с медом, «Магаданское» и «Таежное» – с хвойным экстрактом. Единственным чистосолодовым пивом оставалось «Рижское».

На то пиво, которое большинство из современных любителей пенного напитка пьют сейчас, больше всего было похоже тогдашнее «Свердловское» – светлое и сильновыброженное. Другие сорта хотя и выбраживались достаточно долго, но по крепости несколько уступали современным: дрожжи, которые тогда использовались в отечественном пивоварении, не позволяли выбродить пиво до конца.

С середины 1960-х бутылочное пиво начало вытеснять разливное. Его тогда не пастеризовали, и хранилось оно недолго – до семи суток, а иногда и меньше. Проблемы это не представляло – пиво раскупали быстро.

Тогда же «жигулевский», он же «венский», солод исчез из ГОСТов – и пиво «Жигулевское» стало вполне обыденным, навсегда утратив свой «венский» вкус. Сейчас под этим названием продается нечто весьма далекое от того пива, на переименовании которого когда-то настаивал Анастас Микоян.