Во вторник, 5 сентября 2017 года, в подмосковной школе №1 города Ивантеевки девятиклассник Михаил П. открыл стрельбу из пневматического пистолета. Пострадали трое учеников, в панике выпрыгнувших иp окон второго этажа, один из детей сломал позвоночник. Открытую черепно-мозговую травму получила оказавшая подростку сопротивление учительница, на которую стрелявший набросился с кухонным топориком. Нападавший был задержан и доставлен в полицию в сопровождении родителей. По некоторым данным, преступление школьник собирался совершить давно
Сегодняшнее нападение – далеко не первый в российских школах подобный случай: за последние четыре года их произошло больше десятка.
Самым громким из таких инцидентов стала трагедия, разыгравшаяся в феврале 2014 года в школе №263 московского района Отрадное. Ученик 10 класса Сергей Гордеев пришел в школу, вооруженный украденными у отца винтовкой и карабином. Подросток ворвался в свой класс, где шел урок географии, захватил одноклассников в заложники и застрелил учителя. Затем Сергей начал стрелять по полицейским, прибывшим к зданию школы по вызову охранника. Был убит сотрудник вневедомственной охраны и тяжело ранен один из патрульных.
Отпустить заложников и сдаться правоохранителям Гордеева уговорил отец, которого привлекли к переговорам. Десятиклассника задержали. После более чем двух лет судебных разбирательств его Верховный суд Российской Федерации окончательно признал правомерным решение о том, что подросток невменяем и нуждается в принудительном психиатрическом лечении. От уголовной ответственности стрелок был освобожден.
Школа №263 после инцидента со стрельбой. Кадр видео YouTube
Стоит отметить, что инциденты со стрельбой в российских школах в подавляющем большинстве случаев обходятся без жертв. Кроме случившегося в Отрадном, смертями закончились лишь два происшествия.
Так, в ноябре 2015 года в лицее №62 города Саратов был застрелен глава региональной Федерации карате Азамат Норманов. В зал, где проходило показательное выступление по боевым единоборствам, пришел отец одной из учениц погибшего Расим Керимов. Развязав ссору с тренером из-за предвзятого, по мнению мужчины, обращения с его 17-летней дочерью, которая приходила с тренировок в синяках, он достал пистолет и открыл огонь. Тренер скончался на месте, также были ранены двое родителей учеников. Школьники не пострадали. 45-летний злоумышленник добровольно сдался полиции и получил 24 года тюремного заключения с отбыванием в колонии строгого режима. Кроме того, убийцу обязали к выплате штрафа в размере 5,5 миллиона рублей.
Задержание стрелявшего в саратовском лицее №62. Кадр видео YouTube
Еще одна трагедия произошла совсем недавно, в феврале 2017 года. В нижнекамской школе №1 ученик девятого класса выстрелил в лицо сидевшего рядом за партой одноклассника из пневматического оружия. Пуля попала мальчику в глаз. Из больницы Нижнекамска осмотревшие ребенка офтальмологи направили его на лечение в Казань, поскольку травма оказалась очень тяжелой. Школьник не выжил, скончавшись в больничной палате через шесть дней после случившегося. По словам выстрелившего из пистолета девятиклассника, он не знал, что оружие заряжено. Ребята были давними друзьями.
В Соединенных Штатах, где разрешено владение огнестрельным оружием, в школьных инцидентах со стрельбой ежегодно гибнет большое число детей.
Один из самых вопиющих случаев произошел пять лет назад в штате Коннектикут. В декабре 2012 года в начальной школе небольшого городка Санди-Хук открыл стрельбу из винтовки 20-летний Адам Лэнза. Прямо в классах он убил восемь мальчиков и двенадцать девочек в возрасте шести и семи лет, а также шестерых взрослых, в том числе директора школы. Еще двое взрослых были ранены. Услышав звуки сирены приближающихся машин полиции, Лэнза покончил с собой, выстрелив себе в лицо. Всего погибли 28 человек, включая убийцу.
Известно, что предварительно злоумышленник застрелил дома собственную мать. Убив 52-летнюю женщину четырьмя выстрелами в голову, Лэнза отправился в школу. Следствие так и не выяснило достоверно, каковы были мотивы преступника. По слухам, за несколько дней до трагедии Лэнза вступил в конфликт с сотрудниками учебного заведения.
Мемориал погибшим в городе Санди-Хук. Фото wikimedia.org
В апреле 1999 года в США случился инцидент, получивший самый широкий общественный резонанс из всех подобных трагедий. В школе с названием «Колумбайн» в штате Колорадо ученики старших классов заведения Эрик Харрис и Дилан Клиболд напали на учеников и сотрудников школы. Подростки тщательно подготовили массовое убийство. За несколько месяцев до произошедшего они самостоятельно изготовили взрывные устройства на основе баллонов с пропаном и заполучили несколько единиц огнестрельного оружия. Утром 20 апреля Харрис и Клиболд заложили бомбы в столовой школы и приготовились расстреливать тех, кто останется в живых после взрывов и попытается выбраться из здания.
Бомбы не взорвались. Но подростки все равно открыли стрельбу по тем, кто находился на школьном дворе, после чего зашли внутрь учебного заведения и продолжили бойню. Известно, что убийцы открыли настоящую охоту на беззащитных детей и педагогов, переходя из помещения в помещение и стреляя в прятавшихся там перепуганных людей. Застрелив 13 человек и ранив еще 37, молодые люди покончили с собой, пустив себе пули в лицо. Причины их поступка полиция раскрыла быстро: Харрис и Клиболд не скрывали, что ненавидят социум и много раз заявляли об этом на своих страницах в интернете, прозрачно намекая на свои зловещие планы.
Мемориал жертвам трагедии в школе «Колумбайн». Фото wikimedia.org
Как сообщил Первый канал, виновник инцидента в Ивантеевке незадолго до того, как осуществить задуманное, вспомнил о школе «Колумбайн» на своей страничке «Вконтакте». Михаил написал, что двое старшеклассников, устроивших массовый расстрел, «навсегда останутся в его сердце».
Американские власти рассматривают расстрелы учеников школ их одноклассниками как серьезнейшую проблему. По каким характеристикам можно вычислить возможного преступника до того, как он исполнит задуманное, попытались узнать специалисты из Секретной службы США. Проведя крупномасштабное исследование, эксперты пришли к выводу, что установить злоумышленника заранее и предотвратить подобные ситуации практически невозможно. Дети, впоследствии устраивавшие расстрелы в школах, росли самых разных семьях, имели различные черты характера, были общительными и дружелюбными или одиночками. Единственным общим фактором почти во всех случаях школьной стрельбы оказалось то, что нападавшие в подавляющем большинстве случаев были мальчиками. Многие из них потом сообщали следователям, что причиной их поступка стали издевательства со стороны одноклассников и неумение поладить с коллективом.