Николай Константинович стал жертвой страсти к американской танцовщице
Даже удивительно, что про этого отпрыска царской семьи РОМАНОВЫХ до сих пор не сняли остросюжетный приключенческий фильм с элементами любовной драмы. Внук НИКОЛАЯ I, племянник АЛЕКСАНДРА II и двоюродный брат АЛЕКСАНДРА III - Николай РОМАНОВ, безусловно, один из самых скандальных и загадочных представителей трехсотлетней династии.
Член правительства, Великий князь Константин Николаевич понуро смотрел в окно. Из Мраморного дворца, одного из красивейших зданий Санкт-Петербурга, прекрасно была видна Петропавловская крепость на другом берегу Невы со слепящими солнечными зайчиками, весело прыгающими по шпилю. Там, в «Секретном доме» Алексеевского равелина, кто только из важных преступников не сидел: и декабристы, и петрашевцы, и народовольцы, и даже писатель Федор Достоевский.
«Неужели пришло время, чтобы в этих стенах оказался член императорской семьи? - мрачно размышлял генерал-адмирал. - Никола, конечно, не политический. Но не в «Кресты» ж его сажать с уголовниками!» Генералу было от чего прийти в отчаяние. На кону стояла судьба его сына Коли.
Николай Константинович Романов, которого в семейном кругу называли Николой, родился в феврале 1850-го. И с детства демонстрировал блестящие способности, хотя и рос в нервной обстановке. Его батюшка, женившись на троюродной сестре, немецкой принцессе Александре Саксен-Альтенбургской (в России она стала Александрой Иосифовной), стал погуливать налево. У него завязался серьезный роман с балериной Мариинского театра Анной Кузнецовой. Скрывать от супруги адюльтер отец не считал нужным и в результате настругал на стороне пятерых детишек. Помимо шестерых в законном браке!
Возможно, данные обстоятельства повлияли на характер подростка, сделав Колю вспыльчивым и своенравным. И даже строгий воспитатель-немец не мог его усмирить и наставить на путь истинный. Когда парню исполнилось 18, строптивец, празднуя освобождение от опеки иноземца, демонстративно развел костер из тетрадок и книжек прямо на каменном полу семейного дворца.
Обман вскрылся быстро
Впрочем, по мере взросления мальчик начал превращаться в дельного юношу. Никола, первый из Романовых, по личной инициативе поступает в Академию Генерального штаба. И занимается столь упорно, что катастрофически портит зрение. Зато становится одним из лучших выпускников, получив серебряную медаль.
В 21 год Николая Константиновича назначают командиром эскадрона лейб-гвардии конного полка. К этому моменту он считается самым красивым среди Великих князей, блистает на балах и светских раутах. Коллекционирует западноевропейскую живопись. Мечта, а не жених! Его семья владеет не только Мраморным дворцом, но и знаменитым Павловским в пригороде Петербурга, а также имением в Стрельне у Финского залива.
Никола мог бы выбрать самую блестящую девушку из высшего общества. А спутался с безродной американской танцовщицей Фанни Лир, познакомившись с ней на балу.
Поначалу Романов пытался было выдать себя за сына богатого купца, но опытная американка быстро его раскусила. Когда Николай Константинович привел возлюбленную в театральную ложу, где на креслах были вышиты императорские вензеля, она сказала ему в лицо: «Офицеру не пристало врать!» Пришлось признаваться.
Поначалу родные смотрели на интрижку сквозь пальцы, но затем начали волноваться. Уж не собирается ли носитель императорской фамилии жениться на авантюристке, успевшей побывать замужем и родить дочь?! Николу, от греха подальше, решают удалить из столицы.
В 1873 году 23-летний полковник отправляется в составе военного экспедиционного корпуса в Среднюю Азию воевать с Хивинским ханством. И, надо сказать, проявил он в бою себя достойно. Ходил в разведку под плотным артиллерийским огнем, пересекал пустыню Кызылкум, где от жары и жажды полегло больше людей, чем от пуль. И при любой возможности посылал письма любимой Фанни.
Мамино колье
Через несколько месяцев Никола триумфально возвращается в столицу с наградой - орденом Св. Владимира III степени. Роман разгорается с новой силой. Сама Фанни вспоминает в мемуарах о дорогих подарках, о роскошной карете с гигантом-кучером и грумом-карликом, о великолепии дворца. Но за этими строками виден ее стервозный характер. В частности, американка бранила великолепную кухню великого князя, повторяя: «Повара французские, но страна их испортила».
Денег не хватало, Николай был богат, но открыто тратить десятки тысяч на любовницу ему бы из родни никто не позволил. И вот тогда...
14 апреля 1874 года в Мраморном дворце произошла кража. Она была возмутительна еще и тем, что касалась семейной реликвии - иконы, которой Николай I благословил родителей нашего героя на брак. С ее оклада исчезли бриллианты. Расследование взял под контроль лично шеф корпуса жандармов граф Петр Шувалов. Долго искать не пришлось - драгоценности нашли в одном из ломбардов. Тут-то и выяснилось, что принес их офицер из свиты Николая Константиновича по фамилии Варнаховский. Тот недолго отпирался, заявив, что послал его туда сам Великий князь ради своей возлюбленной. Никола под давлением улик признался, но не выказал и тени раскаяния.
Романов - домашний вор, неслыханно! По столице поползли сплетни. Одна из них - будто бы Никола украл колье матери, подарил американке, а та пошла с ним в театр - тут-то все и вскрылось. Замять скандал было уже невозможно.
В узилище его все-таки не посадили - это ж какой позор для династии! Объявив сумасшедшим, Николая Константиновича выслали из столицы, лишив всех наград, званий и титулов. А роковую Фанни заставили немедленно покинуть Россию без права на возвращение.
Не пустили на похороны
За семь лет Никола сменил не менее десяти мест проживания: Умань (250 верст от Киева), Оренбург, Самара, Крым, Владимирская губерния, городок Тиврово под Винницей... Ему не давали возможности нигде осесть и обрести хоть какое-то положение в обществе.
В Оренбурге Романов влюбляется в дочь городского полицмейстера Надежду Дрейер. Зимой 1878 года они тайно венчаются, но о свадьбе, естественно, тотчас становится известно в Зимнем дворце. Специальным постановлением Синода брак признается недействительным.
Перемены в судьбе изгнанника наступили в 1881-м. Александр II взорван народовольцами. Потрясенный Николай Константинович просит разрешения приехать на похороны. Александр III отвечает жестко: «Вы обесчестили нас всех. Пока я жив, ноги вашей не будет в Петербурге!» Однако милостиво разрешает узаконить брак с дочерью полицмейстера. Более того: вечным скитаниям положен конец. Супругам разрешают постоянно проживать в Ташкенте.
Гарем миллионера
Вот тут-то князь и развернулся в полную силу.
Он открывает мыловаренный завод, пять кинотеатров, сеть бильярдных, торгует рисом, квасом, организует собственную мануфактуру. Рядом с железнодорожной станцией устраивает рынок под громким названием: «Базар великого князя в Голодной степи». Годовой оборот его предприятий достигает фантастической суммы - 1,5 миллиона рублей в год!
Николаю Константиновичу никто не указ. Встретив на ярмарке генерал-губернатора, который посмел сказать, что тот находится под домашним арестом, Романов съездил ему по физиономии.
Взыграли гены любвеобильного папы: ссыльный вельможа заводит в Ташкенте гарем. В здешнем театре Романов мог появиться с двумя дамами одновременно. Он даже фиктивно женился на 15-летней казачке. Князь заботился обо всех своих детях на стороне, но и законных не забывал, пристроив двоих сыновей в престижный Пажеский корпус.
Николай Константинович умер в 1918 году. Большевики до него добраться не успели - этот незаурядный человек скончался от пневмонии.