Российский разработчик платформ для управления большими данными РЖД, «Магнита» и Lamoda, работающий сейчас в Германии, рассказал, как Big Data помогают компаниям делать рывок в развитии.
День системного аналитика отмечается 24 сентября — профессиональный праздник специалистов, чья работа — анализировать данные, собранные автоматизированными системами, и интерпретировать результаты для извлечения конкретной пользы для компаний и потребителей. Он появился в 2000 году в США, затем праздник подхватили во многих странах, включая Россию. Сегодня все лидеры российского рынка в большей или меньшей степени применяют Big Data. По оценке Ассоциации больших данных, в которую входят крупнейшие российские IT-компании, за последние два года самыми масштабными и значимыми проектами с применением больших данных стали проекты Росатома, ЕВРАЗа и РЖД. Над проектом монополиста в сфере железнодорожных перевозок работал Алексей Артёмов — инженер-архитектор Big Data, эксперт по управлению большими данными с 15-летним стажем. Помимо разработки платформы корпоративного хранения данных для РЖД, в портфеле Артёмова — работа с ритейл-гигантами «Магнит», Lamoda, немецким концерном Schwarz Media Platform и многие другие проекты. Сейчас Артёмов работает над проектом Crisis Trends Line с использованием Big Data и AI, который поможет быстро оказывать психологическую помощь людям в кризисной ситуации.
Стартовые проекты для сети «МАГНИТ»
Еще будучи студентом Академии маркетинга и социально-информационных технологий, Алексей участвовал в студенческих соревнованиях по программированию, а на четвертом курсе уже нашел себе работу на парт-тайм. В результате к моменту получения диплома целеустремленный специалист заинтересовал компанию «Магнит» — сегодня это одна из крупнейших российских сетей розничных магазинов, а в 2008 году она с нуля начинала строить корпоративное хранилище данных. Алексей пришел в команду проекта вторым.
«Было очень много интересной работы, проводили много исследований, тестировали разные концепции, чтобы выбрать наиболее подходящие решения для наших задач, — вспоминает Артёмов. — «Магнит» уже тогда был компанией, которая принимает решения на основе больших данных».
На тот момент многие реализованные командой Алексея Артёмова продукты были уникальными и для растущей компании, и для всего рынка: создание корпоративного хранилища данных «Магнита», платформы, необходимой для анализа больших данных и других видов аналитики BI. На основе этой платформы были разработаны решения, использующие AI, в том числе создание аналитического портала RetailService. Magnit для поставщиков, с помощью которого они могут отслеживать спрос на товары, их наличие на складах по всей России, анализировать промо-кампании, товары в чеках и многое другое; разработка инфопанелей для руководителей основных направлений — продаж, персонала, экономики, логистики и других, разработка корпоративной системы бюджетного управления для руководителей компании В результате этой масштабной работы за шесть лет сеть выросла с чуть более 2500 до 9700 магазинов, автопарк компании увеличился до 6 тысяч грузовиков. Корпоративное хранилище данных по-прежнему является основным источником аналитической и оперативной информации для принятия ключевых решений в управлении ритейл-компании, а также основой для других критически важных систем и проектов.
Под руководством Алексея Артёмова к 2015 году работал коллектив уже из 50 человек, в сферу ответственности Алексея входило управление данными, в том числе организация доступа к конфиденциальным и строго конфиденциальным корпоративным данным. Благодаря знаниям и опыту, Алексею Артёмову удалось существенно повысить качество управления доступом к конфиденциальными данным.
«Большие данные — это большая ответственность и потенциал для роста компаний, — считает Алексей Артёмов. — Они помогают более тонко настраивать бизнес-процессы, поэтому объемы данных будут только расти, в то же время перед бизнесом стоит задача совершенствовать их защиту».
Успешные решения закрепили за разработчиком репутацию высококлассного специалиста, и его пригласили работать над новыми проектами.
Большие данные для РЖД
Задачу снизить зависимость отечественной экономики и промышленности от импорта в том числе программного обеспечения специалисты решают давно. В случае с РЖД — огромной транспортной компанией, работающей по всей стране — она усложнялась географическими и технологическими факторами. Тем не менее в компании пытались перевести сбор и хранение больших корпоративных данных на отечественное программное обеспечение с 2018 года.
«Необходимо было систематизировать процессы, стандартизировать форму представления итоговых данных, оптимизировать затраты, сделать работу с огромным массивом информации удобнее и понятнее», — рассказывает Алексей Артёмов.
Заняв должность руководителя в структуре дочерней компании РЖД — Отраслевого центра разработки и внедрения информационных систем (ОЦРВ), — Алексей Артёмов сумел собрать команду высококвалифицированных специалистов и выстроить архитектуру работы с ключевыми показателями деятельности РЖД на базе технологий открытого кода и российского программного обеспечения. Созданная Алексеем Артёмовым система взаимодействует с 46 источниками данных, собирает и обрабатывает более 270 тысяч показателей и выдает порядка 275 отчетных форм для 30 структурных подразделений РЖД, при этом она продолжает совершенствоваться и увеличивать объемы обработки информации. Эту платформу использует еще один проект транспортной корпорации — СКИМ, или система контроля и мониторинга. Вклад Алексея был критическим в успех проекта, и существенно помог РЖД на их пути в реализации стратегии импортозамещения в области обработки больших данных и управления данными.
Во всех своих проектах разработчик ориентируется на две цели: создание оптимального технического решения и получение скорейших результатов для бизнеса.
Проекты международного уровня
Работу над управлением данными и их безопасным использованием Алексей Артёмов продолжил в проекте международного уровня. В конце 2020 года рекрутеры из немецкой компании ALDI, входящей в ТОП-5 мировых ритейлеров потребительских товаров высокого спроса, предложили ему позицию ведущего архитектора проекта по созданию каталога данных. Обладая значительной экспертизой в этом направлении, Алексей Артёмов провел аудит политики защиты данных, точный расчет стоимости интеграции каталога с внутренними ИТ-системами для сбора информации об активах и преобразованиях данных, что позволило внести критический вклад, измеряемый миллионами евро, в бюджет проекта построения системы управления данными. А в копилку личных компетенций Артёмов добавил практический опыт западного стиля коммуникации и управления на практике и новый язык — немецкий в дополнение к освоенному ранее английскому.
Сейчас Алексей Артемов в качестве технического руководителя работает над платформой больших данных, Data Platform, для некоммерческой американской организации Crisis Text Line. Этот проект призван дать людям, оказавшимся в кризисной ситуации, срочную психологическую помощь вне зависимости от места и времени. Продукт, который разрабатывает Артёмов, должен помочь не только собрать статистические данные, классифицировать сообщения по уровню рисков для обеспечения оперативного назначения волонтера-консультанта, спрогнозировать вероятные всплески обращений, а также аккумулировать данные для предотвращения будущих кризисов.
«Этот проект для меня — сплав психологии и технологий, эмпатии и инноваций, — рассказывает Алексей Артемов. — Наша основная цель — улучшить психическое благополучие людей во всем мире, преодолев географические и иные барьеры».
Проект выдвинут на соискание премии Global CIO, международного конкурса IT-проектов, итоги которого будут подведены в феврале 2024 года.
Анна Попова