Откуда в СССР появилась пятиконечная звезда

Тот редкий случай, когда большевики не «выкинули за борт» историю и традиции

В начале девяностых стало модно втаптывать советскую символику в грязь. В частности, было немало попыток дискредитировать красную пятиконечную звезду – мол, это знак сатанинский, связанный с черной магией. Однако если рассмотреть историю этого символа, станет ясно, что придумали его вовсе не сатанисты.

Из глубины веков

Пятиконечной звезде как символу по самым скромным расчетам около пяти тысяч лет. Шумеры обозначали этим знаком угол, яму или небольшое помещение, комнатку. Пифагорейцы видели в пентаграмме пять убежищ, в которые при создании нашего мира был запрятан первобытный хаос. Жители Вавилона использовали звезду с пятью лучами как знак, защищающий жилище от воров. Какое-то время пятиконечная звезда была официальной иерусалимской печатью – возможно, поэтому средневековые ученые, мечтающие овладеть магией, называли пентакль печатью царя Соломона. А древние римляне считали пятиконечную звезду символом бога войны Марса – по преданию, он появился на свет из лилии; именно лилию и символизировала «марсова звезда».

Во времена Великой французской революции звезда о пяти лучах проникла в военную символику молодой республики и поселилась на эполетах и головных уборах генералов и офицеров. В Россию пятиконечная звезда пробралась именно из Франции: в 1827 году с легкой руки Николая I эполеты высших армейских чинов стали украшать золотые кованые звезды. Через 27 лет, в 1854 году, тоже при Николае I, на плечах российских военных появятся погоны, а на погонах – вышитые звезды.

Хорошо забытое старое

Эмблема Рабоче-Крестьянской Красной Армии (1918 год)

Когда в 1917 году грянула Февральская революция, все царские знаки различия в армии были скопом отменены.

Согласно приказу № 321 от 7 мая 1918 года, выпущенному наркомвоенмором республики Львом Троцким, «марсова звезда с плугом и молотом» становится знаком красноармейцев. Есть мнение, что введение в символику пятиконечной звезды проводилось в рамках кампании по привлечению в Красную армию бывших царских офицеров.

Звезда, символизирующая Красную армию, тоже была красной – как и знамена молодой республики. Мыслилась она сначала как знак нагрудный – однако уже через полгода благополучно перекочевала на головные уборы военных и моряков, где и осталась на долгие годы.

Каждому символу нужна легенда. На заре существования РККА красная пятиконечная звезда олицетворяла единение «пролетариев всех стран» – рабочих со всех пяти континентов; красный цвет был цветом революции, цветом крови, которая была пролита за свободу. Позже красные звезды на головных уборах стали ассоциироваться с воинами-защитниками.

С января 1919 года звезды начали нашивать на новые головные уборы красноармейцев, напоминающие по форме шлемы древних витязей. Первое название этих остроконечных шапок – «богатырки» – не прижилось; они остались в памяти народа как буденовки.

Плакат «Вступайте в красную конницу», 1920 год

Гербы и флаги

Вскоре красные звезды обрели такую популярность, что зажглись на гербе и знамени молодой страны, строящей коммунизм. А потом стали зажигаться и на гербах республик. Кстати, на герб РСФСР красная звезда попала только в 1978 году!

Интересно, что немалые шансы стать символом Советской России имел другой древний знак, который позже, в середине XX века, обрел благодаря гитлеровцам дурную славу. Да, речь идет о свастике. Она даже в свое время красовалась на денежных купюрах – «керенках». Однако на герб страны так и не перебралась.

Герб СССР (1958–1991)

В 1928 году на свет появилась октябрятская звездочка – тоже красная, но с портретом юного Володи Ульянова посередине. Ее были обязаны носить на левой стороне груди все октябрята. А в 1935 году звезды, украшенные уральскими самоцветами, засияли на Спасской, Троицкой, Боровицкой и Никольской башнях Кремля. Правда, эти звезды вскоре потускнели, так что в 1937 году Сталин велел установить на этих башнях, а также на Водовзводной башне красные звезды из молочного (внутри) и рубинового (снаружи) стекла. Вождь счел, что с такими звездами Кремль станет красивее. И это, пожалуй, то немногое, в чем с ним можно согласиться.