Будущее жилищно-коммунального хозяйства: прогнозы и вызовы в свете цифровизации
На Западе она активно находит свое применение, в то время как в России этот процесс развивается чуть медленнее. Сегодня мы поговорим с экспертом по внедрению IoT Владимиром Кукушкиным — он расскажет о ключевых аспектах этой технологической трансформации в ЖКХ, о проблемах, с которыми она сталкивается, и о том, какие перспективы открываются перед нами благодаря внедрению IoT.
— Владимир, вы специализируетесь на цифровизации жилищно-коммунальной сферы. В чем актуальность этого направления?
— Да, в последние годы внедрение IT-решений в ЖКХ-сферу набирает обороты, как, впрочем, и в любой другой области. Применительно к жилищно-коммунальному сектору отмечу, что цифровизация помогает оптимизировать использование ресурсов, повысить качество обслуживания жильцов и обеспечить более экологичное и устойчивое функционирование инфраструктуры. Цифровые решения позволяют своевременно реагировать на потребности жильцов, улучшить энергоэффективность, и, в целом, сделать сферу ЖКХ более современной и удобной для всех участников.
— То есть в чем прикладное значение этого процесса? Какой практический эффект дает внедрение информационных технологий для обычных людей и управляющих компаний?
— Поясню на простых примерах. Цифровые решения позволяют жильцам моментально связываться с управляющими компаниями и быстро решать вопросы, связанные с жилищно-коммунальными услугами. Это включает в себя оперативное устранение аварий, удобные онлайн-платежи и доступ к информации о состоянии инфраструктуры. Далее, цифровые системы делают возможной оптимизацию расходования энергии, воды и других ресурсов в жилищных комплексах. Таким образом затраты для жильцов снижаются и, что немаловажно, более рационально расходуются природные ресурсы — а это уже актуально с экологической точки зрения.
И, конечно, человеческий фактор. IT- платформы позволяют автоматизировать учет и управление жилищно-коммунальными процессами. В результате уменьшается бюрократическая нагрузка на государственные органы и управляющие компании, что способствует их более эффективной работе. При этом для жильцов становится более прозрачным и предсказуемым процесс оплаты за коммунальные услуги. В итоге конфликтные ситуации сводятся к минимуму и в целом повышается доверие между управляющими компаниями и жильцами.
— Скажите, а с какими проблемами сталкивается цифровизация ЖКХ?
— Если говорить о России, то в первую очередь, это старые коммуникационные сети — это касается и многоквартирных домов и водопроводных систем. Это значительно затрудняет подключение к цифровым системам и усложняет передачу данных. К тому же во многих случаях компьютерное и сенсорное оборудование, используемое в сфере, также устаревшее и несовместимо с современными цифровыми решениями. Замена такой инфраструктуры требует серьезных финансовых затрат, что не всегда доступно для управляющих компаний и региональных властей.
Это, пожалуй, основные сложности. Сюда можно добавить нормативные и законодательные барьеры, отсутствие единых стандартов в регионах, а также низкую цифровую грамотность многих пользователей, особенно старшего возраста. И тем не менее, это направление в наши дни актуально и перспективно, поэтому проблемы нужно решать, предлагать новые разработки и адаптировать их к конкретным условиям. Этим я и занимаюсь.
— Ваша специализация связана с технологией интернета вещей. Какие перспективы в ЖКХ открывает ее использование?
— Перспектива, в первую очередь, в повышении комфорта и безопасности для жителей. Люди получают возможность возможность контролировать и управлять своими системами отопления, кондиционирования, безопасности и даже учета ресурсов через мобильные приложения — это делает их жизнь более удобной и экономически эффективной.
С точки зрения управления жилыми комплексами и коммунальной инфраструктурой, IoT позволяет в режиме реального времени мониторить состояние систем, оптимизировать расход ресурсов, предсказывать и предотвращать аварии и снижать нагрузку на экологию. Это сокращает операционные расходы и улучшает обслуживание объектов ЖКХ.
Вообще о перспективах направления лучше всего говорят цифры. Согласно данным на 2021 год, только в США умные дома составляли около 15% всех домов — это более 35 млн строений. И их количество постоянно растет, поэтому сейчас как никогда актуальны новые решения и продукты.
— Расскажите о своих разработках?
— Сейчас я работаю над прогностической моделью, которая станет ключевым элементом обеспечения эффективности жилищных комплексов. Данная технология собирает множество данных о потреблении ресурсов в комплексе, проводит их анализ и сравнивает с заранее заданными параметрами нормального функционирования. Ее важность заключается в способности предотвращать потенциальные проблемы, прежде чем они станут серьезными. Представьте, что средний ежедневный расход воды в определенном ЖК составляет 1 тысячу литров. Внезапно, программа обнаруживает, что расход вырос до 5 тысяч литров. Наши алгоритмы быстро анализируют причины этого отклонения. Возможно, это связано с запланированной сменой воды в бассейне на территории комплекса, или имеются иные объяснения. Система учитывает множество вариантов и приходит к выводу, что это отклонение является нормой. В этом случае, нет необходимости беспокоиться.
Однако, если ни одно из обоснованных объяснений не подходит, программа выдает сигнал о возможной проблеме в системе, к примеру, это может быть прорыв трубы в подвале. Без программы о проблеме узнают тогда, когда помещение будет уже затопленным со всеми вытекающими последствиями. Это реальное преимущество технологии — возможность предотвращения неприятных инцидентов и связанных с ними расходов. Такой же подход применяется и к другим ресурсам, таким как газ и электроэнергия.
— Эту программу легко масштабировать?
— Да, когда я закончу основные работы, систему можно будет использовать в любом ЖК. Возможность применения этой программы выходят за границы стран — главное, чтобы был доступ к Интернет.
— Какими еще проектами вы занимаетесь?
— На протяжении нескольких лет я работаю с биллинговыми системами. Моя цель — сделать процесс биллинга максимально простым и удобным для клиентов, а также помочь им сэкономить время и ресурсы.
— У вас есть помощники или вы работаете один?
— Я предпочитаю работать самостоятельно. Дело в том, что найти команду — это большая проблема. Доказано, что когда за вопрос отвечает больше одного человека — найти ответственных за те или иные сбои, которые случаются, бывает довольно сложно. Есть даже такое исследование, которое говорит, что если за один час один человек делает Х работы, то два человека за этот же час сделают не 2Х, а 1,5Х задания. То есть чем больше людей, тем ниже КПД в пересчете на одного работника. Поэтому на данном этапе команда мне не нужна, при выходе на международные рынки, возможно, ситуация изменится.
— В заключение, скажите, как внедрение новых технологий в ЖКХ может внести вклад в экономику страны в целом?
— Цифровизация сферы ЖКХ открывает перспективы для улучшения качества жизни граждан и оптимизации управления жилищными ресурсами. Автоматизация и внедрение современных технологий позволяют более эффективно расходовать ресурсы, снижать потери, и улучшать экологическую обстановку. Это также способствует развитию цифровой инфраструктуры и Интернета вещей, создавая новые рабочие места и стимулируя экономический рост. В итоге, цифровизация ЖКХ приводит к повышению эффективности управления жилищными ресурсами и содействует экономическому развитию страны.
Анна Попова