Почему мы делим числа на счастливые и несчастливые

В разных странах один и тот же номер может пользоваться абсолютно противоположной репутацией

Вера в то, что на действительность могут повлиять некие символы, – одна из сторон так называемого магического мышления, свойственного людям давно минувших эпох. Именно такому подходу к реальности мы обязаны появлением нумерологии – системы верований о связи чисел с судьбой человека. До сих пор некоторые числа пользуются дурной или доброй славой по всему земному шару – а другие активно не нравятся лишь представителям отдельных народов.

Третий вовсе был дурак

В русских сказках, например, очень часто встречается число три. И оно, как правило, несет положительную окраску. У героев все получается с третьей попытки, главный герой сказки часто является третьим сыном в семье или третьим ребенком, появившимся на свет волшебным образом. Третий – всегда сын: он либо самый сильный (сказки «Иван коровий сын», «Бой на Калиновом мосту»), либо «бесталанный», дурак. Впрочем, к концу сказки именно дурак оказывается самым счастливым.

Камень на развилке дорог предлагает герою три варианта пути. Девочка Маша набредает в лесу на избушку, в которой живут три медведя. У мачехи Крошечки-Хаврошечки три дочери – Одноглазка, Двуглазка и Триглазка; именно Триглазка разоблачает Хаврошечку, которой в работе помогает волшебная корова. А все самое интересное всегда находится в тридевятом царстве – то есть таком, до которого идти трижды по девять дней, то есть один лунный месяц.

Несколько реже в сказках встречается другое счастливое число – семь. У козы семеро козлят – и спасается от волка именно седьмой («Волк и семеро козлят»); у старика со старухой семь могучих сыновей-близнецов («Семь Симеонов»), у бедного мужика умная дочь-семилетка, способная перехитрить даже царя («Дочь-семилетка»). Любят в народе и число 12: в записанном Пушкиным фольклорном сюжете, ставшем основой «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», богатырей не семь, а 12.

Шесть богатырок

А вот появление в сказке числа шесть обычно ничего хорошего не сулит; шестерка стойко ассоциируется у русских сказочников с бедой, с нечистой силой. Например, в сказке «О молодильных яблоках и живой воде» Иван-царевич встречает шесть богатырок – и еле спасается. Герои терпят неудачу именно на шестом препятствии, герои не могут разгадать шесть загадок.

Согласно одной из версий, число шесть (как и число четыре) стало считаться несчастливым в те времена, когда новый год на Руси начинался 1 сентября. Соответственно, декабрь был четвертым месяцем, а февраль – шестым; именно на эти месяцы приходились строгие посты, и те, кто соблюдал их с фанатичным старанием (в некоторых семьях даже детей грудью в пост не кормили!), мог поплатиться здоровьем – своим и близких, а то и жизнью.

Издавна боялись люди и числа 666; в Откровении Иоанна Богослова говорится, что наступят времена, когда человечеством будет править Зверь, более сильный и страшный, чем демоны ада, что к Зверю присоединится Антихрист, что число Зверя – 666, «число человеческое».

Как только ни толковали люди число Зверя – да и самого Зверя! Были календарные версии – пока ни одна не подтвердилась. Антихристом называли Петра I, Наполеона, Сталина, Гитлера и, что совсем уж нелепо, Билла Гейтса.

Кнопки в лифте: 13 этаж отсутствует. Фото: Sgerbic/wikimedia.org
Кнопки в лифте: 13 этаж отсутствует. Фото: Sgerbic/wikimedia.org

Тринадцатый этаж

Число 13, или чертова дюжина, пользуется дурной славой во многих странах. В многоэтажках США даже не строят тринадцатого этажа – потому что кто же согласится на нем жить. А вот в Стране восходящего солнца столь же незавидной репутацией пользуется вполне безобидная в нашей культуре четверка: японцы легко обходятся без четвертых этажей и квартир №4. Не любят в Японии и девятку: этой цифре у них соответствует иероглиф, обозначающий страдание. В Китае, кстати, цифру девять очень даже уважают – в Поднебесной она символизирует счастье и «многие лета».

В Италии число 17 прочно ассоциируется со всякими несчастьями. Это суеверие уходит корнями в античность: в Риме на могилах патрициев писали VIXI – «Я жил». Если представить, что эта надпись состоит из римских цифр, получается, что могильная надпись делится на две части – VI и XI; 6+11 – это как раз 17 – число праха, тления и смерти.






Едва не сломал карьеру Гурченко, изменял женам, старшую дочь записал на себя перед смертью: сердечные тайны Василия Шукшина
Ибрагим-паша не был примерным семьянином: этого не показали в «Великолепном веке»