Василий Колосов: «Каждая успешная компания должна быть немного IT-компанией»
Российский рынок IT-продуктов, призванных обеспечить замещение зарубежного программного обеспечения, активно развивается. Как заявил в мае вице-премьер Дмитрий Чернышенко, для 80 % решений от иностранных компаний в области информационных технологий уже разработаны отечественные аналоги. По мнению экспертов, опрошенных нынешним летом «Ведомостями», российским IT-компаниям удалось совершить рывок по предложению продуктов в области ПО, в том числе бизнес-приложений.
— Один из российских разработчиков, успешно занимающихся внедрением сложных цифровых решений — компания «Смартекс». Разработанными ей продуктами пользуются такие организации, как Совет Федерации РФ, Сбер, Роснано, РусГидро, Северсталь. О том, как отечественной IT-отрасли удается решать запросы ведущих российских компаний, рассказал Василий Колосов — сооснователь и технический директор «Смартекс». Он лично участвовал в создании известных продуктов Picvario и Riskhunter, а вскоре вместе со «Смартексом» запускает новый амбициозный медиа-проект федерального масштаба.
— Василий, вы технический директор IT-компании, разработки которой активно применяют в российском бизнесе, образовании и госсекторе. Как в целом оцениваете темпы цифровизации в России?
— Они высоки как никогда. 100 % компаний, с которыми я общался и общаюсь в самых разных областях: образование, промышленность, ритейл, медиа, — как правило, ведут несколько проектов по цифровизации, которые в подавляющем большинстве случаев напрямую затрагивают центральные, самые важные процессы в организации. Топ-менеджеры понимают, что ключ к росту и успеху в конкурентной борьбе лежит в применении цифровых технологий, и в некотором роде каждая успешная компания сейчас должна быть немного IT-компанией. Кадровый голод в части IT-специальностей дополнительно подтверждает эти выводы: именно дефицит квалифицированных профессионалов — чуть ли не основной фактор, который сейчас сдерживает темпы цифровизации во многих индустриях.
— И тем не менее, согласно официальной информации, отечественные IT-разработчики уже сумели заменить основную часть зарубежных решений. На каком уровне эти замещающие разработки?
— Успешность замещения сильно разнится от области к области. Дело в том, что качественный продукт требует многих лет разработки и вложения колоссального количества ресурсов. Понятно, что, например, в области систем планирования ресурсов предприятий у нас уже много лет работает компания 1С — уже давно серьезный продукт. Но в большинстве случаев нашим компаниям потребуется еще два-три года активной разработки, чтобы замещающие продукты вышли на хороший уровень.
— Ваша компания создала систему управления цифровыми активами Picvario, которая в итоге составило конкуренцию зарубежным аналогам вроде фотохостинга Flickr и Adobe Experience Manager не только на территории России, но и за рубежом. В проекте вы были техническим директором и принимали ключевые решения. На что делали ставку?
— Picvario — это продвинутая система, которая помогает хранить крупные медиабанки с большим количеством фото-, видео- и другого контента и управлять ими. С этой платформой, можно мгновенно находить файлы в огромном архиве и оперировать ими, при этом обеспечивается полная безопасность контента и возможность экономить на хранении данных. И да, это полностью российская разработка, включенная в Единый реестр российского ПО. И у нас есть клиенты в США и ЮАР. Моим ключевым техническим решением было выстроить архитектуру продукта вокруг метаданных и поиска. Я заложил в него философию того, что любой отображаемый контент должен являться результатом поискового запроса. За счет этого система позволяет легко найти требуемую информацию.
— Платформу используют крупнейший мультимедийный холдинг в стране РБК, Совет Федерации РФ, одно из известнейших НКО для поиска пропавших людей «Лиза Алерт» и другие значимые в России организации. Какие их задачи вы стремились решить?
— Мы создавали это веб-приложение для организаций, которые имеют дело с большими объемами медиаданных и потому сталкиваются с проблемой их организации и поиска. В отличие от наших конкурентов, которые сконцентрированы на сценариях использования медиаконтента, мы учли, что многим компаниям нужно решать другую задачу — организовать собственный медиабанк, условно, Shutterstock так, чтобы можно было, во-первых, быстро структурировать большие объемы материалов, а во-вторых — иметь возможность найти «иголку в стоге сена», например, фотографию тренера с футбольного матча, который был пять лет назад. Поэтому мы создали уникальное сочетание функций полуавтоматического и полностью автоматического описания входящих медиаматериалов, умный поиск и многочисленные интерфейсные решения, облегчающие работу редакторов и контент-менеджеров.
— В разработке Picvario на старте важную роль сыграли инвестиции Сбера, крупнейшего банка России. Как удалось их привлечь?
— В 2019 году мы прошли программу акселерации «Сбер 500». Я выступал на демо-дне перед топ-менеджерами российских компаний, презентуя продукт. В результате мы с Picvario действительно привлекли pre-seed инвестиции (инвестиции на стадии идеи. — Ред.) от Сбербанка — по оценке, в два миллиона долларов.
— Другой важный проект, в котором вы как технический директор «Смартекс» участвовали в разработке — система Riskhunter, которая позволяет оперативнее устранять производственные риски. Система была создана по заказу компании КДВ и внедрена на фабриках холдинга, одного из крупнейших российских производителей снеков. Скажите, она подходит только пищевым компаниям?
— Вообще мы создавали его для разных производств, где есть классические цеха и линии: пищевого, медицинского, сталелитейных заводов, — а компания КДВ выступила непосредственным заказчиком. Для понимания, КДВ — это более десятка фабрик, на которых работают десятки тысяч человек, ежечасно производящие тонны продуктов. Естественно, в процессе возникают самые разные проблемы и риски. Для их фиксации и решения и предназначено приложение Riskhunter, которым одновременно пользуются сотрудники предприятия, обходчики и руководство. Человек на месте со своего смартфона может подать в центр управления сигнал о проблемах, которые еще не успели привести к остановке линии или травме работника, но могут, если их не устранить. Например, «Плохо уходит вода по сливным стокам» или «Посторонний шум от кондиционера». Руководители и лица, ответственные за устранение рисков, получают сообщение и оперативно решают проблему. Никакой бумажной волокиты или поисков в чате — все наглядно, просто, быстро. Приложение помогает работникам видеть риски и эффективнее управлять ими и подходит, конечно, не только для пищевого производства.
— Об эффективности применения приложения вы рассказали на конференции «Цифровизация производства» в Сколково. Какие ключевые результаты озвучили?
— С тех пор как Riskhunter внедрили на фабриках КДВ, сотрудники и обходчики втрое чаще стали сообщать о рисках, касающихся производства и охраны труда, а скорость устранения проблем выросла на 80 %.
— Востребованность ваших разработок иллюстрирует оборот компании «Смартекс» — ежегодно он растет на 50–60 %. При этом решения вы предлагаете для разных отраслей и задач. Так, в пандемию по заказу госкорпорации Роснано вы создали платформу, которая позволила оптимизировать процесс сертификации более чем 100 тысяч сотрудников компании. Как возник запрос?
— До внедрения нашей системы «СПК Нано» процесс проведения экзаменов для подтверждения квалификации сотрудников и соискателей в Роснано был очень сложным и забюрократизированным — от экзаменуемого требовалось три—четыре раза посетить Центр оценки квалификации. Во время пандемии это стало критично: работники наноиндустрии, которые трудились удаленно, просто потеряли возможность посещать Центр и подтверждать свою квалификацию. Под моим руководством наша команда разработки создала визуально дружелюбный веб-портал, который позволяет автоматизировать и решить множество задач — от подачи заявления до онлайн-проведения экзамена с защитой от списывания и выдачи электронного сертификата. Во времена ковида возможность удаленно сдавать экзамены и получать сертификаты была крайне актуальной. Сегодня «СПК Нано» продожает работу, она позволяет ускорить этот процесс, сделать его психологически более комфортным для экзаменуемых и сэкономить на трудозатратах.
— У вас есть удачный опыт сотрудничества и с зарубежными клиентами: «Смартекс» разработала проект для Worley Parsons, международной корпорации, оказывающей консалтинговые услуги в энергетике, нефтеперерабатывающей промышленности и добыче полезных ископаемых. Ваша система позволила снизить трудозатраты дорогостоящих экспертов на 30–40 %. Расскажите о ней.
— Среди проектов, которыми WorleyParsons занимается в разных странах, — строительство и запуск атомных станций. Каждый такой проект требует независимого аудита и постоянных проверок тысяч документов. Это рутинная, преимущественно ручная и высокооплачиваемая работа, отнимающая большое количество времени отраслевых экспертов и чреватая высоким риском утечки данных. Под моим руководством было создано приложение для работы с нормативной документацией с учетом требований различных регуляторов. Мы оцифровали процессы каталогизации и поиска нормативных документов, автоматизировали некоторые ручные процессы, стандартизировали формы отчетов. В итоге была решена проблема избыточного количества ручного труда, а сам процесс ускорился в 3–5 раз.
— Знаю, что сейчас вы готовите запуск нового амбициозного продукта, заказчиком которого выступает «Газпром Медиа», а конечными потребителями в отличие от других ваших разработок будут все жители страны. Можете раскрыть подробности?
— Кое-что, да. Это проект «Кухня» — кулинарное медиа нового формата. Мы все привыкли к сайтам, в которых приходится пробираться через рекламу, чтобы найти несколько абзацев текста нужного рецепта, и плохо сделанные фотографии, от которых пропадает желание готовить. «Кухня» же предлагает новую формулу для российского рынка: тщательно подобранные рецепты от ведущих шеф-поваров и качественно отснятый процесс приготовления блюд с фото- и видеоинструкциями, которые можно смотреть в приложении на телефоне. Секретный соус проекта — это концепция настроений для каждого рецепта. Например, вы нашли рецепт обычных сырников со сметаной, как дома, но вам хочется эксперимента. Одно движение, и рецепт превращается в изысканные сырники из рикотты, как в ресторане. Как руководителю разработки мне пришлось принимать множество критических решений по способам реализации подобных «фишек» таким образом, чтобы обеспечить быстрый запуск продукта: от старта работ прошло около четырех месяцев. Могу ответственно заявить, что качество результата от этого ничуть не пострадало, и скоро пользователи смогут убедиться в этом.
Анна Попова