Жестокий князь вошел в историю как самый известный «кровопийца», когда-либо живший на Земле
22 августа 1456 года князем Валахии стал некий Влад III Басараб, более известный в наши дни как Дракула, а также как Цепеш – «протыкающий колом». Он был весьма колоритным правителем даже по тогдашним темным временам, а уж после смерти стал персонажем множества легенд. Для большинства современных людей Дракула – герой фильма, снятого по роману Брэма Стокера, зловещий и элегантный прародитель чертовски очаровательных киновампиров, по которым сохнут девочки-подростки. А что мы знаем о настоящем Дракуле – и о настоящих вампирах?
Защитник веры
Отец Дракулы, Влад II, принадлежал к рыцарскому ордену, который назывался Орденом Дракона. Главной задачей этой организации была защита христианских земель от османских захватчиков. За три года до воцарения Дракулы под ударами османов пал православный Константинополь – и останавливаться на этом предки нынешних турок не собирались.
Князь так гордился своей высокой миссией, что велел называть себя Дракул – «дракон». Это прозвище позже примет и его сын, Влад III. Известно, что последний был весьма религиозен, привечал служителей церкви, основал пять монастырей и пользовался уважением Ватикана (да, Дракула был католиком) за свое ревностное служение христианской вере.
На войне как на войне
«Не мы такие – жизнь такая». Дракула жил в жестоком XV веке, в котором люди постоянно воевали. Небольшая Валахия находилась между империей Габсбургов и Османской империей. Влад провел значительную часть юности в тюрьме – сначала у турок, потом у венгров. Освободившись, он узнал, что его отца предали и убили. Старшего брата Влада, Мирчу, который должен был сделаться князем, ослепили раскаленным копьем и живого закопали в землю. Эти обстоятельства отнюдь не способствовали улучшению характера Дракулы.
Влад Цепеш
Известно, что любимой казнью Дракулы было насаживание на кол; так он карал и за убийство, и за украденный каравай. Этот кровавый обычай он перенял у турок. В турецкой тюрьме он не раз видел сквозь решетку, как человека насаживают на заостренный кол диаметром примерно в 25 см, который постепенно протыкает внутренности и выходит через рот, заставляя несчастного умирать в страшных муках в течение долгих часов.
Боялись до смерти
Зная нрав своего правителя, подданные Дракулы старались жить так, чтобы, чего доброго, не совершить чего-нибудь предосудительного. Так, однажды Влад III выставил на городской площади золотой кубок (по другой версии – несколько кубков) и объявил, что пить из золотой посуды может каждый, но уносить ее с площади нельзя. За все время княжения Дракулы ни один житель города не рискнул забрать кубок домой – хотя жили подданные князя небогато.
Диагноз: вампир
Как назвать человека, который боится выходить на солнце, гуляет только по ночам, имеет длинные клыки и вообще выглядит как живой мертвец? Вампиром, который наверняка сосет ночами чужую кровь? А вот и нет – это описание человека, страдающего порфирией. При этой редкой патологии печени нарушается синтез красных кровяных телец. Последствия весьма тяжелы: кожа больного не переносит солнечного света и на солнце моментально покрывается язвами, губы и десны уменьшаются в размере, при этом зубы остаются нормальными – и в итоге кажется, что у человека огромные зубы; волосы начинают расти неправдоподобно быстро, нарушается строение скелета. Неудивительно, что средневековые обыватели, встречая в темное время суток такого человека, бежали от него с криком: «Вампир!».
В наши дни порфирия лечится (точнее, купируется) инъекциями гемоглобина. А как ее лечили в Средние века? Никак; но есть версии, согласно которым, больные, отчаявшиеся выздороветь, облегчали свое состояние… правильно, принимая внутрь человеческую кровь в больших количествах. Это могло слегка отсрочить неминуемую смерть от недостатка гемоглобина.
Подпорченное наследство
Во всевозможных вампирских сагах считается, что стать вампиром можно лишь после укуса вампира. Если под вампиризмом понимать порфирию, то это не так – заболевание передается наследственным путем. А если вспомнить о том, что в изолированных областях средневековой Европы, в том числе в крохотной горной Валахии, были в чести родственные браки, становится понятно, откуда рождались легенды о забытых Богом местах, населенных вампирами.
Сейчас трудно установить, страдал ли порфирией Влад III. Одно ясно – человеческую кровь он действительно употреблял в пищу. За шею, правда, людей не кусал – но зато обмакивал куски хлеба в ведра с кровью, а затем съедал. Так что не удивительно, что он заслужил славу главного вампира в истории.