Чем лучше ученик знает предмет, тем сложнее ему получить 100 баллов на экзамене
Чем лучше ученик знает предмет, тем сложнее ему получить 100 баллов на экзамене
27 мая со сдачи русского языка в школах России стартует единый государственный экзамен (ЕГЭ). Высокие баллы, полученные за тесты, дают выпускнику шанс поступить в вуз. Но, как говорят практикующие педагоги, анализируя сборники по подготовке к ЕГЭ, ученику, действительно знающему предмет, очень сложно заработать высшую оценку. В задачах много неточных формулировок и даже ошибок, «проскочить» которые можно, лишь механически заучив ответ, заложенный в проверяющем компьютере как якобы единственно правильный!
Сотрудники Института им. Гете (ФРГ) выборочно проверили задания ЕГЭ для российских школьников по немецкому языку, выявив синтаксические, лексические, грамматические ошибки и несуществующие выражения. Представители Рособрнадзора, курирующие госэкзамен, на это ответили, что тесты составляют компетентные специалисты из Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), а проверяет их комиссия по ЕГЭ при Министерстве образования. Так что замечания «носителей языка» имеют субъективный характер. Случай этот не единственный. Ошибки в материалах госэкзамена находят сами школьные учителя. Это и некорректная формулировка задач, и неправильные условия, а иногда верных ответов может быть несколько - поди догадайся, какой из них как единственный отметили составители теста.
Лет через десять ЕГЭ, возможно, будет выглядеть так |
- В задании говорится о призме, а нарисована пирамида, - пишет в блоге учитель математики Василий Вайсенберг. - Или дается диаграмма, в которой нужно найти наименьший показатель у европейской страны. Так наименьший там у Индонезии. Об этом же говорит зампредседателя Комитета Госдумы по образованию Олег Смолин: - Мне показали тест по русскому языку, где сообщалось, что древние люди плавали на «суднах», а не на «судах». - Недочеты тестовых заданий ЕГЭ по биологии приводят к несправедливой оценке знаний учащихся, - утверждает доцент Борис Садыков. - По этой причине фактически написать тестовые задания на 100 баллов невозможно. Если только не знаешь готовые ответы, известные лишь составителям. Встречаются ошибки, связанные с искажением терминов: отдельный слой листьев растений вместо отделительного, симпатическая нервная система, которая, как следует из ответов, соматическая, и т.д. Или вот пример, когда выбрать один ответ невозможно: Какое из перечисленных явлений не характеризует биологический процесс: 1) экологическое разнообразие; 2) забота о потомстве; 3) широкий ареал распространения; 4) высокая численность особей популяции. Все эти ответы правильные и как раз характеризуют «биологический процесс»! Другое дело, если авторы имели в виду термин «прогресс» - тогда, действительно, ответ №2.
Иногда просто указан неверный ответ: Получением гибридов на основе соединения клеток разных организмов занимается… Выбрана «микробиология» вместо «клеточная инженерия»; Конкуренция - это отношения между… Составители назвали «хищник и жертва», хотя должны быть «виды со сходными потребностями»; Вещества, выполняющие строительную функцию. В ответе - «нуклеиновые кислоты и вода», на деле же «липиды, полисахариды и белки». Пример задания по русскому языку: Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
Как видите, такого слова нет. Однако составители теста считают правильным ответом №1, принимая суффикс «я» в деепричастии за окончание. Или вопрос по литературе: Родион Раскольников - это а) маленький человек, б) лишний человек, в) особенный человек, г) новый человек? Вариантов несколько. - Я с 2002 года коллекционирую тесты ЕГЭ с ошибками, - рассказывает учительница химии Галина Александрова. - Многие задания вообще не имеют решения по причине того, что составители знают предмет «на бумаге». Это далеко не безобидно. Столкнувшись с подобным, сильные школьники испытывают большие трудности и сдают экзамен хуже «середнячков». В результате талантливый ученик, недобрав 5 - 7 баллов из-за некорректного вопроса, не поступит в престижный вуз, а его место займет тот, кто не учил химию, а натаскивался на тесты, запоминая ответы, приведенные авторами. Для примера, такое задание из тестов ЕГЭ по химии: Поместить 46 г натрия в 156 г воды и определить массовую долю гидроксида натрия в полученном растворе. На самом деле произойдет взрыв такой силы, что не будет ни раствора, ни массовой доли, ни того, кто ее должен считать. Еще пример: В одну стадию бутан можно получить из: 1) бутанола-1 2) бутановой кислоты 3) бутена-1 4) бутанола-2 Правильных ответов тут не один (№3), как уверяют авторы, а три! Бутан возможно получить в одну стадию и из спиртов: бутанола-1, бутанола-2, восстановив их йодоводородом. Эта реакция вошла в историю химии. А вот - из нового сборника за 2013 год: Вариант 6, задание А 4: В качестве вещества с ковалентной неполярной связью приведен озон. Но молекула озона полярна. Ее дипольный момент равен 0, 53 D. Вариант 30, задание В 5. По версии авторов оксид алюминия восстанавливается угарным газом. Браво! Эрстед с Вёлером зачем-то калий использовали в виде восстановителя. XIX век, одним словом, что с них взять. И таких ошибок масса. Мне очень жаль способных ребят, которые любят науку и интересуются экспериментальной частью. Именно им будет сложнее всего выбрать верный ответ в тестах ЕГЭ.