Известный педагог и психолог, автор собственной методики обучения Юлия Сиделева, поделилась опытом внедрения Реджио-подхода в России
Этим летом педагоги со всей страны обсуждают новую Концепцию развития дошкольного образования на период до 2030 года, которую Минпросвещения разработало и представило в Государственной Думе. Цель Концепции — создание условий для доступного качественного дошкольного образования, которое обеспечит разностороннее развитие и эмоциональное благополучие детей. О том, что еще стоит включить в этот важный документ, и как вообще создаются лучшие практики преподавания — узнали у Юлии Сиделевой. Юлия — известный педагог и психолог, владелица школы, где царствует Реджио-подход, признанный одним из лучших в педагогике на международном уровне. Она разработала собственную методику преподавания, включающую в себя помимо Реджио еще ряд мировых практик, и создала ассоциацию неравнодушных педагогов, готовых менять систему.
— Юлия, ваша школа Reggio school стала первым в России детским центром с Реджио подходом для школьников, а Reggio space — одним из первых дошкольных центров. Также вы вдохновили других на открытие своих пространств с Реджио-подходом в Санкт-Петербурге и других городах, предопределив судьбу и популярность Реджио в России. Расскажите эту историю. Что вас не устраивало в текущем положении вещей?
— Если быть корректной, то стоит сказать, что в то время, когда я начала работать, применяя идеи Реджио-подхода как педагог, в России я действительно не знала других детских центров, которые бы заявляли о том, что они реализуют Реджио. Но тогда в России в принципе возник интерес к зарубежным образовательным практикам. И сразу в нескольких крупных городах одновременно стали появляться интересующиеся Реджио-подходом педагоги, некоторые из них писали мне, и мы стали обмениваться источниками для изучения подхода, тогда они были исключительно на итальянском или на английском языке. На русском была лишь одна глава в учебнике о зарубежном опыте в образовании. Я стала открыто рассказывать о том, что знаю сама и делиться своим опытом.
Что касается того, что именно меня не устраивает в «классической» системе образования, то самое главное — это то, что в ней указания ребенку спускаются «сверху». Степень его свободы в выполнении заданий также сильно ограничивается. Этот подход хорош, когда тебе нужно научить 30 человек одновременно какому-то конкретному приему, правилу, навыку. Но если мы рассматриваем ребенка не как кусок глины в руках учителя, из которого ему нужно вылепить что-то более или менее кого-то устраивающее, а как личность, со своими взглядами, мыслями, особенностями и потенциалом, и ставим своей целью раскрыть его и развить его особенности — то, к сожалению, этот подход частенько показывает прямо противоположные результаты.
Мой сын в свои 10 лет однажды заявил мне, что в школе его учат только подчиняться. И он во многом прав, если говорить о том, что ученик всегда находится в ситуации, когда ему говорят, что делать, а он должен это делать. И именно то, как точно и быстро он выполнил поручение, и оценивается, поощряется или порицается учителем. В этом, конечно, совсем мало места для проявления индивидуальности и собственного мнения, развития талантов.
— При всем обилии образовательных практик, почему вы сконцентрировались на Реджио? Насколько я знаю, в рамках этого подхода педагог должен поставить себя на один уровень с учеником. Вас это не смущает?
— Меня? Только радует. Это довольно стереотипное представление, что учитель должен как-то быть подчеркнуто выше своих подопечных. Это ведь опять-таки подводит нас к той самой концепции, «сверху вниз». Реджио в первую очередь обозначает совершенно другую позицию педагога. Он — не начальник. Он — исследователь, рассказчик, творец. Он партнер ребенка в его обучении. Он не только учит, но и разрешает учить себя. Вы думаете, дети ничему не могут научить нас, взрослых, умудренных опытом? Вы сильно ошибаетесь! Например, однажды мы с педагогами заметили большой интерес детей к камням, к собирательству, к поиску тех экземпляров, которые могут иметь ценность. И мы решили спросить детей о минералах, ожидая, что развернется дискуссия о том, кому какие минералы известны. Педагоги готовились говорить исключительно о горных породах, их разновидностях в природе. Но каково было наше удивление, когда дети стали говорить в контексте минералов и о том, что находятся они буквально везде: в минеральной воде, в человеческом организме. Я была потрясена, насколько дети могут смотреть на тему и шире, и глубже. Так мы и про анатомию поговорили, про витамины и минералы в таблетках, и удалились на поиски специалиста, кто бы мог разъяснить, как минералы оказались в природе, и где берут минеральную воду. Мы буквально стали исследовать тему вместе.
Или, например, в ходе проектной деятельности со школьниками, посвященной теме «Выживание» одна из наших учениц предложила позвать в гости в нашу школу своего дедушку, потому что он много путешествовал и первый в мире проехал на велосипеде вокруг земли! И действительно, дедушка нашей ученицы оказался знаменитым путешественником, о котором пишут в учебниках по географии. Это Владислав Кетов, и он обогнул земной шар, проехав вдоль всей береговой линии континентов — Европы, Африки, Азии, Северной и Южной Америки. И, конечно, он как никто другой смог детям рассказать о нашей Земле, о выживании, что ему помогало в разных ситуациях. И мы тоже узнали много нового и важного.
А для себя я сделала вывод тогда, что наши дети учат нас не бояться быть первопроходцами и первооткрывателями в том, чего ты не знаешь. Они учат нас не бояться задавать вопросы, искать ответы, ставить гипотезы, ошибаться и снова пробовать. В нашем подходе к обучению это поощряется и именно это отличает нашу школу от «классической».
— Имея большой опыт работы с Реджио, Вы создали авторскую методику его преподавания, внеся значимый вклад в развитие образования России. Что вы добавили, а что убрали?
— Реджио-подход уникален потому, что легко позволяет интегрировать различные методы, направления, способы педагогической работы. Реджио — это скорее философия, общее понимание того, как развивается ребенок, как взрослым коммуницировать с ним и что предоставить для развития. А дальше — огромное поле для самовыражения педагога. У меня два образования: педагогическое и психологическое. И это — отличная база для того, чтобы, взяв за основу Реджио-подход, адаптировать его именно для наших детей, с их особенностями менталитета и культурной средой, в которой находятся российские дети, их родители и сами учителя. Все педагоги в России изучали Выготского, как минимум слышали о трудах Шалвы Амонашвили — они вдохновили и меня. Штайнер, Монтессори — тоже у многих на слуху, и какие-то идеи, ценности и материалы мною тоже используются и применяются в моей педагогической деятельности.
— Насколько мне известно, Вы даже методы Арт-терапии используете?
— Да, Арт-терапия отлично показывает себя в работе с детьми, это вам любой психолог скажет. Рисование, лепка из глины, музыка, драма — это настоящие языки детей! А в Реджио-подходе особое место отведено именно тому, на каких языках говорит с нами ребенок. Курсы по Арт-терапии, помогли мне не просто понять спектр языков, на которых говорят с нами дети, я получила знания и навыки глубже понимать значение каждого из языков. Это очень важно для любого взрослого и родителя, а для педагога — это просто незаменимые знания. Так что с уверенностью могу сказать, что это — один из самых часто используемых инструментов в моей работе с детьми.
— Вы упомянули, что специально обучались Арт-терапии. Вы вообще, судя по всему, любите учиться. Расскажите о том, как Вы получили Грант на обучение от Европейского Психологического сообщества. Насколько я знаю, получить его довольно сложно, а потому — престижно. Как вам это удалось?
— Я действительно люблю учиться, наверное, это передается и детям, с которыми я работаю. Мне всегда хотелось повышать свою квалификацию и в педагогике, и в психологии, учиться у лучших практиков и совершенствоваться. Я никогда не стою на месте и стараюсь быть рядом с теми, кто находится у истоков или теми, кто здесь и сейчас исследует и пишет новую педагогику и психологию. Так я попала на обучение по социально-психологическому тренингу с детьми от Психологического центра «12 коллегий». Мне хотелось больше окунуться в практику психологической работы с группой детей, понять как я могу использовать формат тренинга в своей работе. Тогда психологам, которые успешно прошли обучение, сдали экзамены и отработали психологическую практику, Европейское Психологическое Сообщество могло выдать Грант, компенсирующий затраты на обучение. И я оказалась в числе успешных психологов на этом курсе и получила Грант. Это обучение было еще до того, как я стала практиковать Реджио-подход и оно легло в основу, так сказать, стало еще одним слоем фундамента на ряду с Арт-терапией для моей педагогической практики как Реджио-вдохновленного педагога.
— В Ваш образовательный центр приезжают специально, чтобы перенять опыт и своими глазами увидеть, как работает методика Юлии Сиделевой. В основном, откуда встречаете гостей?
— В рамках Реджи-фестивалей и на мои семинары приезжают люди со всей России, от Владивостока до Краснодара. У меня есть коллеги, которые приезжают ко мне целыми командами педагогов из Москвы и Красноярска. Многие хотят не просто услышать о подходе от меня, как практикующего педагога, всё чаще звучит запрос на мой опыт как руководителя Reggio space. Наше пространство интересно с точки зрения дизайна и подхода к проектированию развивающей творческой среды, а история детского центра может продемонстрировать опыт успешной и устойчивой работы даже в сложных непредсказуемых ситуациях. Реджио-фестиваль в Петербурге в этом году собрал педагогов не только из России, но и из Казахстана и Армении. Интерес к Реджио-подходу в целом и к работе моего детского центра в частности, сильно возрос за последние несколько лет.
— Сегодня у вас хотят обучаться многие педагоги со всей России или даже из-за рубежа. Для тех, кто не может приехать лично, ыы организовали «Курс на открытие» — для руководителей детских центров. Уже прошло два потока. Расскажите, что в себя включает этот курс, создан ли он исключительно для новичков, или будет полезен опытным руководителям?
— Начну с первой части вашего вопроса. Курс включает в себя различные аспекты создания и работы Реджио-вдохновленных пространств, я назвала их ракурсами. То есть, на курсе мы вместе рассматриваем проект нового уникального Реджио-вдохновленного пространства с разных сторон. Первый ракурс — это идея детского пространства, ее концепция, которая может стать идентичностью этого проекта. Второй ракурс — привлечение клиентов и понимание, кто они — наши клиенты. Далее мы рассматриваем проект с ракурса подготовки команды, которая будет объединена общими ценностями и целями. И самый мне приятный ракурс — эстетика самого пространства. Это на самом деле уникальная информация, поскольку, наша сфера очень специфична и она не приемлет использование стандартных методов создания бизнес-проекта. А те курсы и статьи о Реджио-подходе, которые существуют на сегодня — делают упор на понимание философии, педагогики, психологии... но там как правило, совершенно забывают о таких земных вещах, как менеджмент, привлечение клиентов, и так далее. Я постаралась соединить воедино бизнес-модель и педагогические идеи, основанные на подходе Реджио.
Что касается второй части вашего вопроса, то, безусловно, курс может быть полезен всем, в том числе, опытным моим коллегам. И он это наглядно продемонстрировал. Одна из участниц курса в ходе прохождения обучения приняла решение изменить название и концепцию своей уже существующей на тот момент студии — поскольку, мы нашли слабые места в первоначальной задумке, и вместе «докрутили» идею до ее лучшей версии. Прошло уже два потока, в которых приняли участие руководители детских центров и желающие их открыть — из России, Украины и Грузии. Я наблюдала открытие детского центра в Тбилиси, чудесного и уютного. Вижу, как наши совместные занятия отражаются в работе Реджио-вдохновленных пространств в разных городах — чему я бесконечно рада!
— Вы стоите у истоков не только внедрения Реджио-подхода в России, но и образования первой и единственной Ассоциации Реджио-педагогов в нашей стране. Чем сейчас занимается эта организация, какие насущные вопросы перед ней стоят?
— В данный момент наша Ассоциация формулирует концепцию новой социальной практики организации дошкольного детства, вдохновленной Реджио-подходом. Мы с инициативной рабочей группой разрабатываем документ, который бы включал весь спектр методических оснований для существования новой практики работы с детьми, описание ценностей, миссии и условий для ее реализации. Одна из главных задач Ассоциации — дать возможность получать информацию о подходе от первоисточника, тем самым становясь посредником между итальянской Ассоциацией Reggio children и Реджио-вдохновленными центрами России. Но это не единственная наша задача. Для меня также важно сформулировать концепцию, которая бы включала и наш, российский, особенный опыт, адаптированный под нашу культуру, отражающий нашу идентичность. Поэтому, мы намерены заняться построением карты уникальности Реджио-вдохновленных проектов России. Именно этим сейчас и занимаемся. Еще готовим новые онлайн встречи с итальянцами из Reggio children и планируем новый Реджио-фестиваль.
— Как Вы думаете, Что нужно внести в новую Концепцию дошкольного образования, чтобы в каждом саду дети могли чувствовать себя комфортно, и шли туда с удовольствием?
— Первое, что мне кажется нельзя ни в коем случае игнорировать — это среду, в которой получают образование дети. Нужно не забывать уделять внимание открытости материалов для самостоятельного изучения детьми, по их выбору и желанию. Каждому ребенку нужно время и возможность учится самому. А для этого нужна вдохновляющая, эстетически красивая, доступная среда. Также среда — это и возможность для общения детей друг с другом. Его не нужно исключать, ему нужно способствовать, оно может помогать в обучении. И последнее, нужно давать детям возможность высказывать свое мнение, задавать вопросы, экспериментировать и буквально исследовать темы для обучения, а не просто учить их.
Анна Попова