Его жизнь – или, вернее, житие – до сих пор является примером победы духа над плотью.
8 августа (26 июля по старому стилю) Русская православная церковь празднует день преподобного Моисея Угрина – легендарного святого, который жил почти тысячу лет назад.
Скитания наемника
Угрин – это не фамилия, а прозвище: Моисей был «угром», то есть венгром. Он с двумя братьями пришел на службу к ростовскому князю Борису – и, между прочим, один из этих братьев, Ефрем, впоследствии основал в Торжке Борисоглебский монастырь.
Когда Борис в 1015 году был убит по приказу своего брата Святополка Окаянного, новая киевская власть (Киев был тогда главным городом русской земли) начала репрессии против окружения прежнего князя. Моисею удалось укрыться у Предиславы, сестры Бориса и Глеба. Через год еще один их брат (у Владимира Святославича, крестителя Руси, было очень много детей) Ярослав, прозванный позже Мудрым, изгнал Святополка из Киева, и Моисей вернулся на службу. Но, как выяснилось, преждевременно: бежавший в Польшу Святополк привел оттуда войска короля Болеслава Храброго и вернул себе княжеский престол. Моисея взяли в плен и отправили в Польшу.
Какие функции выполнял Моисей при Борисе, неясно. Скорее всего, он был простым наемником в княжеской свите – тогда много таких кормилось в городах и весях набиравшей силу Руси. Однако злоключения в польских темницах радикально изменили умонастроение молодого венгра. Он дал обет: если сумеет освободиться и вернуться в Киев, примет там монашеский постриг.
Искушения плоти
Увы, темница оказалась самым мягким из испытаний, посланных Моисею в Польше. Через несколько лет некая молодая, эффектная и весьма состоятельная польская вдова, имени которой история не сохранила, заинтересовалась судьбой симпатичного заключенного и предложила выкупить, освободить его – в обмен на благосклонность. Ответ Моисея стоит того, чтобы привести его целиком:
«Кто из мужей, послушавшись жены, поступил хорошо? Первозданный Адам, послушавшись жены, был изгнан из рая. Самсон, превосходивший всех силою и победивший целое войско, женщиной был предан иноплеменникам. Соломон, постигший глубину премудрости, повинуясь женщине, поклонился идолам. Ирод, одержавший много побед, угождая жене, отсек голову Иоанну Предтечи. И каким образом я стану свободным, сделавшись рабом женщины, которой я не знал со дня рождения?»
Вдова все-таки выкупила пленника за очень значительную сумму, поселила его в своем доме, приказала красиво одеть, хорошо кормить – и, конечно, всячески соблазняла. Моисей в этом новом плену вел себя так же стойко, как и в прежнем: питался только хлебом и водой, сбрасывал красивые одежды – в общем, демонстрировал полное равнодушие к похоти своей властительницы.
Не уговорила по-хорошему – будет по-плохому, решила вдова и приказала поместить Моисея в темницу и не кормить его. Однако слуги все же подкармливали святого, хотя и не понимали его упорства. Согласно Димитрию Ростовскому, невольные тюремщики Моисея цитировали ему Святое Писание и вразумляли: «Ибо если ты умрешь, то какая от того польза? Ведь и праведники Авраам, Исаак и Иаков имели жен. Иосиф-раб убежал от жены, но после и он взял себе жену». Моисей, однако, справедливо сравнивал эти увещевания с поведением змия в Эдеме и повторял, что от данного им обета не отступится.
Следующим было искушение властью: вдова приказала посадить Угрина на лошадь, возила его по своим владениям и представляла как нового властителя; «Делай с ними что хочешь» – говорила она возлюбленному. Но тот лишь смеялся над попытками прельстить его такой ерундой.
Моисей в монашестве
Примерно в то же время, получив относительную свободу, Моисей тайно принял постриг от некоего заезжего монаха. Он надеялся, что хотя бы это избавит его от домогательств одержимой панны.
Тщетно! Если женщине что в голову придет – не выбить оттуда, пока сама не захочет. Она поехала к королю Болеславу за советом, но тот, видя бессмысленность попыток охладить ее, только махнул рукой: делай, что хочешь. Так Моисей фактически был поставлен вне закона. Но тут не работали ни кнут, ни пряник: она то приказывала жестоко избить Моисея, то клала его в свою постель, пытаясь буквально изнасиловать – с одинаковым эффектом. Наконец, следуя логике «Не доставайся же ты никому», панна велела своим слугам оскопить гордеца.
Лишь в 1027 году, через пять лет пребывания Моисея в темнице и четыре – у похотливой вдовы, ситуация изменилась. Умер король Болеслав, вспыхнули народные волнения, погибла мучительница Моисея – и ему удалось выбраться из негостеприимной Польши. Он пришел в Киев и поселился в недавно основанной Печерской лавре у преподобного Антония. Передвигался Моисей после всех увечий с трудом, ходил с посохом, но посоху этому приписывали чудодейственную силу: одним касанием он исцелял от плотских страстей.
Скончался Моисей Угрин в 1043 году. Его мощам и сейчас можно поклониться в ближних пещерах монастыря, который он не покидал последние годы своей жизни. Прикосновением к мощам святого довольно долго тоже лечили от похоти и блуда.