Это зверское преступление якобы совершили люди в советской форме, безупречно говорившие по-немецки
Теперь этот поселок называется иначе – Маяковское, расположен он в Калининградской области России. А когда-то это был Неммерсдорф – один из первых населенных пунктов в Восточной Пруссии, который заняли советские войска в Великую Отечественную. А еще там произошло бессмысленное и страшное убийство мирных жителей – детей, стариков и женщин. Зачем это было сделано и кем?
Убиты выстрелами в упор
Бой за Неммерсдорф – укрепленный пункт фашистов с противотанковым рвом, окопами и оборудованными дотами, находящийся на левом берегу реки Ангерапп, – произошел утром 21 октября 1944 года. Большая часть жителей – а всего их было в поселке более 600 человек – успели эвакуироваться. Однако 25-я танковая бригада продвигалась так быстро, что часть обозов не успели перебраться на другой берег до того, как был захвачен мост через реку.
В ночь с 21 на 22 октября немцы пять раз совершали попытку отбить Неммерсдорф обратно. 20 самолетов вермахта летали над поселком, сбрасывая бомбы. Немецкие жители прятались в бомбоубежище. Советские воины стояли насмерть, но в итоге командование сочло, что велика опасность попасть в окружение; генерал Черняховский приказал отступать.
Утром 23 октября немецкие солдаты вошли в поселок. То, что они увидели, привело их в ужас: это были 26 трупов, 24 из которых были уже сброшены в свежую могилу. Как сказал штабной врач, причиной смерти этих людей были выстрелы с близкого расстояния – в голову и грудь. Одну из женщин явно изнасиловали.
После опроса местных жителей, вернувшихся в Неммерсдорф, стало ясно, что большинство убитых – не местные; очевидно, эти люди проезжали через поселок на обозе.
Неммерсдорфская трагедия в пересказах моментально начала обрастать леденящими душу подробностями. Говорили, что у всех младенцев были разбиты головы, что девушки были найдены прибитыми к воротам гвоздями, что все убитые женского пола, от 8 до 84 лет, были изнасилованы.
Советские бестии
26 октября Геббельс пишет в своем дневнике: «Эти преступления действительно кошмарны... Я сделаю их поводом для кампании в прессе». Уже на следующий день в газете «Народный обозреватель (Völkischer Beobachter) появляется статья под названием «Ярость советских бестий» – о том, какие ужасы творят красноармейцы с ни в чем не повинными мирными жителями немецких деревень. Вышел о «советских бестиях» и документальный фильм.
В пользу того, что массовое убийство совершено красноармейцами, говорили в числе прочего показания 24-летней немецкой девушки Герды Мешулат, чудом выжившей. По ее словам, когда начался бой за поселок, она и остальные жители, не успевшие эвакуироваться, спустились в бункер – однако вскоре туда же спустились русские солдаты. Сначала все было не так уж страшно, один русский даже играл с малышами – однако потом явилось начальство; немцев вывели из бункера и расстреляли. Герда была ранена в голову, но не убила. Утром ее обнаружили немецкие солдаты.
Была, однако, и другая версия событий.
Фашистские провокаторы
Бернхард Фиш, писатель, живший в ГДР, провел целое расследование, результаты которого показали, что «русские бестии», расправившиеся с мирными жителями, вполне могли быть переодетыми немцами. Известно, что в фашистской армии были целые подразделения, специализировавшиеся на диверсиях в советском тылу; их солдаты ходили в советской форме и были вооружены советским трофейным оружием.
Кроме того, жители Неммерсдорфа рассказывали, что многие из встреченных ими офицеров-красноармейцев без малейшего акцента говорили по-немецки.
«Советский офицер спросил меня по-немецки, сколько здесь фашистских солдат, – вспоминает маляр Йоханнес Шеве. – Я сказал, что ни одного не видел, и он отпустил меня».
Женщина с детьми, собираясь эвакуироваться, по ошибке забралась в БТР, где сидели солдаты в советской форме. Их командир велел ей не волноваться, но предупредил – опять же на безупречном немецком: «Будьте осторожнее, не думайте, что все русские ведут себя так же порядочно, как мы».
В октябре 1944 года немецкому командованию, разумеется, было выгодно, чтобы красноармейцев считали бездушными зверями.
На войне как на войне
Гауляйтер Восточной Пруссии Эрих Кох запретил самостоятельную эвакуацию из селений, удаленных от линии фронта; даже собрать вещи заранее было нельзя – это расценивалось как распространение пораженческих настроений и жестоко наказывалось. Так что из-за марш-броска 25-й танковой бригады неммерсдорфцы оказались в незавидном положении – они должны были убегать буквально из-под огня. Не удивительно, что некоторые не успели уехать, что в поселке застряли жители соседних сел, тоже пытавшиеся бежать. Известно к тому же, что 21 октября стоял густой туман, характерный для осени тех мест. Так что версия, что мирные жители просто попали под перекрестный обстрел, имеет право на существование.
Возможно, до истинной причины гибели этих несчастных людей историкам уже не докопаться, и Неммерсдорф навсегда останется белым пятном на исторической карте этой черной войны.