Кем на самом деле был «отец всех спортсменов» Отари Квантришвили
В угаре разгульных и бандитских 90-х годов 1994 год стал особенно урожайным на заказные убийства. Московские опера не успевали мотаться с одного места преступления на другое. Только по официальным данным в столице было совершено 500 «заказух».
Желтая пресса хлестко сравнивала происходящее с гангстерской войной в Чикаго 30-х годов. И сравнение это вполне справедливо - в Москве шла бандитская война, в которой столичные группировки противостояли молодым и дерзким «понаехавшим». Кроме того, бандиты делили между собой наследство Отари Квантришвили - человека, которого оплакивал весь спортивный мир и немалая часть российского шоу-бизнеса. Кем же он был на самом деле?
Не лечить, так калечить
Отари Квантришвили родился в тех местах, откуда древнегреческие аргонавты украли золотое руно - в маленьком грузинском городке Зестафони на окраине Колхидской низменности. Сын уважаемого железнодорожника мечтал стать врачом и, трижды провалившись на экзаменах, с четвертой попытки все-таки поступил в мединститут.
Еще одной его страстью был спорт. Быть медиком горячему грузинскому парню не случилось, но со спортом повезло больше - он стал мастером спорта международного класса по греко-римской борьбе, а затем и заслуженным тренером РСФСР. Путь одаренного юноши к спортивному олимпу прервался в 1966 году, когда его отправили на девять лет в тюрьму за изнасилование.
Годы спустя, когда Квантришвили стал уважаемым всеми общественным деятелем, СМИ утверждали, что преступления не было, а отец якобы пострадавшей девушки просто-напросто вымогал у молодого спортсмена деньги. Как бы то ни было, Отари отсидел четыре года, затем с диагнозом «вялотекущая шизофрения» был переведен в больницу.
К слову, именно такое название - «Вялотекущая шизофрения» - певец и депутат Госдумы Александр Розенбаум впоследствии даст своему альбому, в котором половина песен будет посвящена павшему в криминальной войне Отари Квантришвили. В том числе знаменитая «Застольная», в которой Розенбаум вместе с Иосифом Кобзоном, не меньше скорбевшем о покойном, будет затягивать «за друга, не дожившего до дней этих».
А тогда, в 1981 году, выйдя из больницы на свободу, Отари Квантришвили серьезно пересмотрел свои взгляды на жизнь и начал с чистого листа. Он занял пост тренера московского городского совета «Динамо» и стал собирать под свое крыло талантливых спортсменов, трудоустраивая их бойцами в бандитские группировки. И так накапливал свое состояние, выколачивая (зачастую в буквальном смысле) деньги из валютчиков и ночных бабочек.
Вперед, в "XXI век"
Начавшаяся перестройка открыла огромные возможности для энергичных людей, и Отари Квантришвили не стал исключением. Он выкупал и брал под свою «опеку» рестораны, казино, торговые дома и объекты недвижимости, включая гостиницы «Интурист» и «Ленинградская». Дружба с Япончиком и Монголом позволила ему перенимать опыт и лавировать между конкурентами, однако быстро стало ясно, что растущий бизнес требует поддержки общественности и силовиков.
Читайте также: Авторитет 90-х: как Япончик стал вором в законе >>
Тогда Квантришвили создал Фонд имени Льва Яшина, который оказывал поддержку ветеранам спорта и молодым спортсменом, и совместно с Иосифом Кобзоном учредил фонд помощи правоохранительным органам «Щит и лира». Спустя всего несколько лет у этого фонда, делавшего щедрые предложения озверевшим от безденежья милицейским чинам, возникло около 200 подразделений.
Спортсмен, открывший в себе предпринимательские способности, не стремился к воровскому статусу. Наоборот, он был серьезно озабочен оформлением легальной стороны своего бизнеса и готовился к политическому рывку. Для этого он стал соучредителем компании с дальновидным названием "XXI век".
Квантришвили вкладывал в спорт огромные деньги, и многие чемпионы и заслуженные мастера искренне считали его своим благодетелем, так сказать - крестным отцом. При поддержке "XXI« века» по всей стране было развернуто спортивное движение, идеалами которого были законность и здоровый образ жизни.
Президент России Борис Ельцин лично подписал документы, предоставляющие компании беспрецедентные налоговые и таможенные льготы, что приносило предпринимателю баснословный доход. Еще больше он получал от бизнесменов со всей России, которые "добровольно-принудительно" вкладывались в спортивное будущее страны. Еще одним источником доходов для Квантришвили стала его арбитражная деятельность - за «долю малую» он быстро, справедливо и дипломатично разрешал коммерческие споры, которые в судах завязали на годы. К нему не гнушались обращаться за содействием в переговорах самые громкие криминальные авторитеты.
Теперь с вербовкой бойцов для теневых целей у Отари проблем не было, так что его даже начали вполголоса сравнивать с поставщиком штурмовых бригад для Гитлера Эрнстом Ремом.
А в 1994 году, в год своей смерти, Отари Квантришвили основал политическую партию «Спортсмены России». Учитывая поддержку известных спортсменов, музыкантов и общественников, которыми окружил себя «крестный отец», перспективы перед ней открывались блестящие.
Признания и версии
Квантришвили был убит 5 апреля 1994 года в Москве тремя выстрелами из снайперской винтовки, когда выходил из Краснопресненских бань. Хоронили крестного отца всех спортсменов на Ваганьковском кладбище, рядом с младшим братом, известным деятелем игорного бизнеса Амираном и неподалеку от могилы Владимира Высоцкого.
Репортеры отмечали, что 8 апреля на Ваганьковском можно было увидеть и пересчитать самые престижные иномарки Москвы. Спортсмены, артисты, бизнесмены, представители Общественного совета при МВД, куда входил покойный, спешили выразить свою скорбь. Кобзон даже прервал американские гастроли, чтобы проститься со своим другом. Леонид Парфенов посвятил похоронам отдельный выпуск своей культовой программы «Намедни».
В толпе людей со скорбными лицами велись тревожные разговоры. Те, кто были самыми информированными, утверждали, что Отари Квантришвили своими политическими амбициями серьезно беспокоил «контору», и не случайно ходившая за ним «наружка» за три дня до убийства куда-то исчезла.
Еще одной популярной версией был «чеченский след». Отари действительно изо всех сил противился появлению в Москве чеченских группировок и небезосновательно подозревал кавказцев в убийстве своего брата Амирана. Впрочем, близкие к Квантришвили люди вспоминали, как тот над телом взорванного в машине брата пообещал, что никакой кровной мести не будет, потому что «хватит крови».
Также участники поминок не обошли вниманием интерес покойного к чреватому подобными кончинами нефтяному бизнесу и некий кредит на 200 млн долларов, который якобы был обещан кому-то из высокопоставленных чиновников и перехвачен ушлыми спортсменами. На слуху был и конфликт Квантришвили с лидером ореховской группировки Сергеем Тимофеевым по кличке Сильвестр.
Читайте также: Кто скрывался за кличкой Сильвестр в лихие 90-е >>
Спустя 12 лет после похорон следователи заявили о раскрытии одного из самых громких заказных убийств 1990-х. Как утверждалось, после разгрома «ореховских» были получены разрозненные сведения о киллере по кличке Леша-Солдат, на котором, кроме Квантришвили, были десятки других смертей. В прокуратуре его долго считали мифологическим или собирательным персонажем, однако один из бандитов, получивших большой срок, решил посчитаться с заказным убийцей, который увел у него девушку. И подсказал, как его найти.
К этому моменту Леша-Солдат - Алексей Шерстобитов - отошел от дел и работал штукатуром. Он был задержан в Боткинской больнице, когда пришел навестить отца. При обыске у бывшего киллера нашли целый арсенал.
На суде он рассказал, что получил приказ убить влиятельного кавказца на выходе из Краснопресненских бань от заместителя Сильвестра. И в деталях описал, как готовился к стрельбе, как вел цель и куда стрелял. За убийства 12 человек Шерстобитов получил пожизненный срок.
Сидит Леша-Солдат, взявший на себя убийство Квантришвили, с большим комфортом - написал и издал несколько книг, регулярно комментировал громкие преступления, а в 2016 году женился на враче-психиатре из Санкт-Петербурга. На состоявшейся в зоне свадьбе жених и невеста были в костюмах, стилизованных под чикагских гангстеров времен «сухого закона».
Читайте также: Леша Солдат: главный киллер 90-х >>
Сергей Тимофеев (Сильвестр), заказавший, по утверждению Шерстобитова, убийство Квантришвили, пережил своего врага на четыре месяца и был взорван вместе с автомобилем. Его убийство осталось нераскрытым. Заместителя Сильвестра, через которого, по версии Шерстобитова, был передан приказ, Леша-Солдат собственноручно убил год спустя. Так что подтвердить показания киллера в суде было некому. А опровергать желающих не нашлось.