Кретины - полицейские ворвались в спальню балерины Большого театра и приставили к ее виску пистолет
К Новому году телевидение покажет две премьеры фильмов-балетов "Пиаф" и "Нижинский", снятых Артемом Михалковым. Сольные роли Эдит Пиаф и Ромолы, жены талантливого русского танцора, исполнит Лола КОЧЕТКОВА.
- Почему вы звоните мне? - удивилась Лола. - Как балерина я еще мало известна. В Большом столько звезд! - Да. Но никто из них лучше вас не расскажет о вашем отце... - Хорошо. В 17.30 устроит? Вечером из служебного входа Большого, одна лучше другой, - горделиво выпархивали и выплывали точеные красавицы - балерины. Лола появилась минута в минуту, но не из тяжеленных дверей подъезда №15, а откуда-то сбоку. И оказалась такой миниатюрной, естественной и взъерошенной, что я слегка опешила. - Я немного не в форме, - сказала Лола, когда мы вошли в ярко освещенное кафе ЦУМа. - Температуры уже нет, но простуда никак не отвяжется. Я закажу себе горячего чаю. С утра ничего не ела. А вы что будете?
Восемь лет уже тетя
- Лола, вот эти 100 граммов нарезанных фруктов в сиропе и чай - ваш обед или ужин? - Надеюсь, обед. Есть люди - едят целыми днями и не толстеют. А я, что ни съем, от всего поправляюсь. Моментально вес набираю, какой бы ни была нагрузка. Приходится себя контролировать. Но это не трудно. Есть можно все, что нравится, просто немножко. В Ташкенте - плов, в Москве - мороженое…
ЛОЛА: с любимым отцом |
- Похоже, вы прагматик... - Ну не романтик уж точно! Скорее, реалистка. С примесью авантюризма. Как и отец, унынию предпочитаю действие. И знаю, что если я чего-то хочу, но не просто хочу, а всей душой, по-настоящему, когда цель - свет в окошке, то со 100-процентной уверенностью могу сказать: так будет! - Вы часто ездите в Ташкент? - Я родилась в Москве. А папа в Ташкенте. Но я там была: первый раз с отцом, второй - на гастролях. Он показал мне, где похоронены его родители. Познакомил с друзьями и родственниками. Я люблю Ташкент, но моя семья вся в Москве: мама, старший брат, он врач-дерматолог, его жена и дочка. Я восемь лет уже тетя, но живу с мамой. В привычном смысле она не работает: по сей день занимается моим воспитанием и живет нашими с братом проблемами. - Неужели у обожаемой дочки Алимжана Тохтахунова могут быть проблемы? Да еще и при установке: "Хочу - значит будет!" - Я ребенком сказала, что хочу быть балериной Большого театра. Каких-то 15 лет - и все произошло. А ведь меня в штат не брали. Хотя хореографическое училище при Большом я окончила с красным дипломом. Меня все хвалили: сокурсники, педагоги, директор. Я купалась в доброте и любви. И вдруг.... Такого, наверное, за всю историю училища не было: чтобы его же выпускница на экзаменационном показе танцевала па-де-де в балете "Эсмеральда" - а па-де-де доверяют всегда самым лучшим, [получила одни "пятерки" и не попала в Большой. - Из-за криминальной репутации отца? - Какое вы имеете право так о нем говорить! Мне поставили в укор мой рост. А я такого же роста, как балерины, которые принесли славу Большому: Лепешинская, Семенова, Уланова, Суламифь Мессерер, Надежда Павлова, Максимова. Балерина же не модель! А я уходила из здания, где прошли все мое детство и юность, и вспоминала, как плакала мама от радости, что дочка в 10 лет танцует на сцене Большого театра. Я же выросла в нем! Он был и мечтой и домом. И на тебе - не нужна! В 18 лет это был невыносимый удар. Первое столкновение со взрослой жизнью. Я едва оправилась от шока.
С ЛЮБИМЫМ ПАПОЧКОЙ: 2000 год, летом в Италии |
- Как? - В какой-то момент поняла: обида настолько глубока, что показывать ее нет смысла. Сработал мой реализм. Я подумала: ну и хорошо, что все так сложилось. Раз таковы обстоятельства, я должна быть хитрее и сильнее их. И просто обязана сама постоять за себя, а не тратить время на выяснение, кто из великих не хочет видеть во мне балерину и способен видеть только дочь... - ...Тайванчика? - Как вы смеете так называть отца? Вы что, с ним в карты играли? Моего папу зовут Алимжан. И прошу вас называть его так. Он всегда противился моему выбору профессии, считая ее самой неблагодарной. Говорил: "Тебе всего 18! Тебе открыты лучшие институты мира. Выбирай любой! Жизнь только начинается. Ты можешь петь, сниматься в кино. Но лучше стань адвокатом и твердо стой на ногах". А я ему ответила: "Самые сильные ноги - у балерин!" - Вы умеете петь? - Голоса у меня нет, как и у большинства на сегодняшней сцене. Но есть слух, пластика, артистизм, и я занимаюсь вокалом. Словом, и не таких раскручивали. Сейчас я понимаю, что отец был прав. Но тогда я сказала ему: "Папа, ты не понимаешь! Не надо мне помогать. Мое призвание - танец. И я хочу знать, что из себя представляю. Не как дочь человека с деньгами, а как балерина. Если хочешь помочь, не мешай".
Моя рука свободна, а сердце не совсем
- И что же вы сделали? - Приняла приглашение Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, поступила в ГИТИС на балетмейстерский факультет, выступала на всех площадках, куда бы ни приглашали. Например, на открытых сценах в дни каких-либо празднеств. Годы просто летели. И недавно, когда я уже почти отчаялась, случилось то, о чем многие балерины Большого, попавшие в кордебалет и десятилетиями танцующие исключительно классику, только мечтают. Я получила сольную роль в современном спектакле - роль Ромолы. И стала единственной ее исполнительницей. Да еще в постановке, где на сцене всего три героя, и мой педагог, народный артист СССР Михаил Лавровский, стал моим партнером! Для меня это честь. В Ромоле многие привыкли видеть женщину, вышедшую замуж за знаменитого танцора-гомосексуалиста, дабы погреться в лучах его артистической славы. Но, прочитав дневники и воспоминания, я поняла: не нужна ей была его слава. Она любила его, талантливого и душевнобольного. Бедные женщины! Сколько приходится пережить, любя...
С ПРИМАДОННОЙ: Лола считает Пугачеву самой великой женщиной России |
- Лола, вы в кого-то влюблены? - Да. Во всех своих поклонников. Особенно в "самого главного" - Тему Михалкова. Когда он мне звонит, то всегда представляется именно так: "Это я, твой самый главный поклонник". - А серьезно? - А серьезно, я люблю маму, папу, брата, его жену и Николь, мою племянницу. Короче, моя рука свободна, а в сердце хватает любви. - Неужто вы из тех женщин, которые ради сцены готовы и детей не рожать? - Еще недавно я бы поправила вас: ради балета. И, возможно, ответила: "Да". Теперь скажу так: я хочу детей, но на сегодня рождение ребенка не стало главной целью и смыслом моей жизни. Я ведь еще не замужем. А вообще... Мужа хочу одного, а детей много.
Отец - мой Бог
- Что главное для вас сегодня? - Всем, чем могу, помочь отцу. Я же была с ним в день ареста. Приехала летом к нему отдыхать и заниматься с Суламифью Михайловной Мессерер, легендой мирового балета. Ее уроки - такая радость, что жизнь казалась сказкой. Да еще пляж, солнце, море, горячий песок - словом, "полный RELАХ". А тут, как серые тучи, полицейские, или кто там они, врываются в дом и будят меня приставленным к виску пистолетом: "Ты кто?" Конь в пальто! Я спросонья сначала ничего не поняла: яркий свет, какой-то мужик, пистолет у виска. Чтобы прекратить кошмар, я резко выключила свет. Полицейский обалдел и не знал, что делать в темноте со своим пистолетом. Хорошо, хоть не выстрелил.... Все в одночасье перевернулось. Я ходила к отцу на свидание. И сейчас хочу приехать. Он все еще там, в Италии. Но папа говорит: "Не надо, живи своей жизнью, работай, не срывайся. Свидание может выбить из ритма и тебя, и меня". - Вы часто с ним говорите? - Какой там "часто"! Ему разрешили один пятиминутный звонок. Я услышала голос и все пять минут прокричала: "Папочка, я тебя очень люблю". Трубку положила и заревела. Не поверите - от счастья. Я так давно не слышала его голос. Пишу ему постоянно. Общаюсь с его адвокатами. Но пока никаких новостей рассказать не могу.
ЛОЛА В РОЛИ ЭДИТ ПИАФ: на Дне города в Москве с партнером Денисом Медведевым |
- У вас есть хобби? - Я не люблю это слово. Марки не собираю, бабочек не сушу. А музыка, живопись, кино, музеи мне интересны. Люблю путешествовать. И по Европе, и по экзотическим местам: Япония, ЮАР, Аруба. Еще пишу стихи. - Пару своих строк рискнете прочитать? - "А ты, отец, - мой Бог. Ты сотворил меня по образу и своему подобию". - Попсу слушаете? - Нет. Я люблю в машине послушать Земфиру, "Моральный кодекс", "Танцы минус", "Мумий Тролля". Но однажды я спела песню, которую для меня написал Илья Резник. Она звучала по радио и называлась "Я танцую". - Машину сами водите? - Права у меня есть. И машина тоже. "Пежо-206". Но за рулем предпочитаю видеть профессионала.
В день рождения украли гонорар
- Как же вы вернулись в Большой? - На празднестве в честь 60-летия Михаила Лавровского в Большом решили показать "Нижинского". Это был мой первый звездный час. Из Театра Станиславского и Немировича-Данченко я уже уволилась, полгода нигде не работала. Но целыми днями Юрий Кузьмич Владимиров, народный артист, работал со мной в репетиционных залах Большого, учил приемам, которыми должна владеть солистка этого театра. Но меня все равно в него не брали. Требовали, чтобы я, как новичок, вместе с приезжими балеринами из других городов и училищ проходила пробный просмотр. А я упрямилась. Это было делом принципа. И каждодневный труд принес свои плоды. В конце сезона меня оформили. Иду я тогда по Петровке, звоню отцу. Сообщаю: "Сбылось!" И слышу, как он смеется: "Ну, молодчина!" - Суламифь Мессерер после ареста отца от вас не отказалась? - Нет. Действия итальянской полиции напомнили ей наш 37-й год. Она даже написала письмо в защиту отца! Переживает за него всей душой. И обещала мне, как и прошлой зимой, в январе приехать в Москву - специально, чтобы со мной позаниматься. Не бросили меня и педагоги-мужчины. Более того, Владимиров и Лавровский стали мне родными, как папы. - ГИТИС не забросили? - Нет, что вы! В феврале защищаю диплом. Так что жизнь продолжается. - Да, тряхнула она вас порядком. Но с безденежьем, похоже, еще не столкнула? - Даже если столкнет, то уже не застанет врасплох. Я могла бы купить себе многое. Пожалуй, все, что хочу. Но я не транжирка. Стараюсь жить на свои. По салонам красоты ежедневно не бегаю.
С МИККИ РУРКОМ: познакомились в Париже |
- И много вы зарабатываете? - Неприличный вопрос. Но отвечу. Иногда пять концертов танцую за 100 долларов, а потом вдруг иное предложение свалится - например, гастрольная поездка в Японию или выступление в концертном зале "Россия" и за один выход заработаю 400 долларов. А в октябре в Москве в магазине - прямо в день моего рождения! - у меня украли кошелек со всем гонораром, заработанным на Украине. За пять номеров! Я так расстроилась, а мне говорят: "Ничего! Есть такая примета: когда крадут деньги, придет что-то более ценное" И правда. Под Новый год пригласили на гастроли в Тайвань, танцевать Медею и Макбет! И к слову, там тоже обещают хорошо заплатить. - Уж не поклонники ли Тайванчика? - Вы опять?! Думаю, что поклонники папы живут не там. (Смеется). Но я вдвойне постараюсь в грязь лицом не ударить и завоевать сердца всех тайванцев и тайванчиков. - Вы не хотите уехать из России? - Нет, здесь же семья, друзья, близкие люди. И лучший в мире Большой театр.
Справка *Алимжан Тохтахунов. В криминальных кругах известен под кличкой Тайванчик. 53 года. Владеет русским и узбекским. *С 1993-го по 2000-й жил в Париже, последние два года в Италии. Бизнесмен. *Поставлял из Европы в Россию продукты и импортную мебель. Имеет свой благотворительный фонд, названный именем дочери "Lola". Под его эгидой в Париже проводились вечера русской живописи и поэзии. *Он много лет помогал российским артистам и спортсменам - теннисистам, хоккеистам, футболистам и легкоатлетам. Алла Пугачева, София Ротару, Павел Буре, Евгений Кафельников и Марат Сафин это подтверждают. *Арестован в июле 2002 года итальянской полицией по наводке ФБР в рамках операции "Еаst mоnеy", предпринятой против российских граждан, переведших за пять лет через BANK of NEW YORK в Италию $50 миллионов. Но задержан был по подозрению в подкупе по телефону судьи олимпийского турнира фигуристов Ле Гуньо. Якобы с тем, чтобы в Солт-Лейк-Сити "золото" в танцах досталось Марине Анисиной, выступающей за Францию, а Тохтахунов в обмен за эту победу получил бы французский паспорт. Но, по словам дочери, этот паспорт ему был абсолютно не нужен: имея пожизненный вид на жительство в Италии, он мог свободно передвигаться по Европе и находиться в том же Париже, сколько пожелает.