«Черный дельфин»: почему из этой колонии выходят только «вперед ногами»
Под колпаком
Скульптуру, изображающую выпрыгивающего из воды дельфина черного цвета, когда-то изготовили сами заключенные. Именно это симпатичное морское животное встречает новоприбывших. Ему колония обязана своим названием.
Людоеды, террористы, серийные убийцы – от преступлений здешних заключенных волосы встают дыбом. Всего здесь содержится около 700 человек. Если верить статистике, в общей сложности они совершили примерно три с половиной тысячи убийств. То есть примерно по пять на брата.
Здесь сидит Владимир Николаев – тот самый, что, по пьянке прибив собутыльника, попробовал его мясо, а затем стал убивать сознательно, с целью съесть жертву. Здесь сидит Радик Галиакберов, бывший лидер казанской ОПГ «Хади Такаш» по кличке Раджа, когда-то промышлявший налетами и рэкетом. Евгений Нагорный, владелец автосервиса, убивавший своих клиентов ради их дорогих машин. Олег Рыльков, изнасиловавший 37 маленьких девочек, четырех из которых убил.
Каждый из тех, кого держат в «Черном дельфине», находится под видеонаблюдением круглые сутки – потому что каждый уже доказал, что может быть крайне опасен. Живут здесь люди не просто в камерах, а в клетках из металлических решеток, которые находятся внутри камер. Они очень тесные; на пятиметровом пространстве ютятся два человека. Окна маленькие и расположены высоко под потолком – чтобы никто не мог видеть из окна двор колонии и не получал представления о том, как расположены тюремные корпуса.
Стоять, руки за голову
Каждый раз, когда кто-то открывает камеру, любой узник колонии обязан подбежать к противоположной от двери стене, встать к ней лицом и вывернуть ладони назад. Как только охранник скомандует: «Повернуться!», следует ответить: «Есть, гражданин начальник!» и после этого развернуться к нему лицом. Тех же слов ждут от заключенного на команду «К решетке!»: ответив, нужно бежать к решетке клетки, встать к ней спиной, опуститься на колени и протянуть руки назад, чтобы на них надели наручники. Только после этого преступника могут вывести из камеры. В самой же камере часто проводят обыски – ищут запрещенные предметы и следы подготовки к побегу.
Гуляют заключенные исключительно по небольшому внутреннему дворику со скованными позади руками; причем наручники надевают так, чтобы они как можно туже обхватывали запястья; от этого руки затекают и немеют.
По территории заключенных водят с завязанными глазами, причем в сопровождении трех вооруженных человек и кинолога с собакой, а по коридорам зэки обязаны ходить в так называемой позе ласточки – руки скованы за спиной, голова низко опущена.
Одежда у всех зэков здесь одинаковая – черная с тремя белыми продольными полосами по бокам. Даже если кто-то попытается бежать, его будет видно издалека.
Туда нельзя, сюда нельзя
Обитателям камер-клеток нельзя днем, до сигнала отбоя, садиться на застеленную койку – сидеть можно только на табурете, который расположен в зоне видимости «глазка» камеры.
При обыске заключенным нельзя протягивать дежурному ладони с сомкнутыми пальцами – пальцы нужно растопырить, чтобы проверяющий убедился: между ними не спрятано ничего острого, чем можно было бы полоснуть по глазам. В других колониях подобные вещи встречались. Здесь – нет.
В «Черном дельфине» нельзя держать электричество включенным круглые сутки – свет здесь включают лишь на пару часов. Бывали случаи, когда зэки бросали на решетку оголенный провод, и охранника било током. Но не здесь, не в этой колонии.
В октябре 2016 года СМИ начали массово публиковать скандальные сообщения о том, что из «Черного дельфина» сбежал заключенный. Однако вскоре выяснилось, что на самом деле побег был совершен из одноименной колонии-поселения, где содержатся мелкие преступники. Из легендарного «Черного дельфина», где держат особо опасных заключенных, пока что не было ни одного побега. Считается, что сбежать отсюда нельзя.