С начала XX века для разработки секретных проектов с участием братьев наших меньших выделяются огромные суммы
То, что животных можно использовать для разведки, борьбы с реальным и потенциальным противником и подобных целей люди поняли давно. И также давно начали обучать их поставленным задачам. В некоторых случаях подобные опыты заканчиваются успешно. Самый известный пример - «боевые» дельфины, способные вести противодиверсионную и диверсионную работу. Однако эти млекопитающие далеко не единственные, кого привлекали на помощь представители военных ведомств и спецслужб.
Тюлений отряд
Основатель московского Театра зверей, который сегодня более известен, как «Уголок дедушки Дурова», Владимир Леонидович Дуров проводил очень много психологических опытов над животными, привлекая таких специалистов, как психиатр Владимир Бехтерев и физиолог Иван Павлов. Именно Дуров в 1915 году предложил военным создать спецотряд из морских животных, которые могли бы, например, спасать утопающих, срезать мины с якорей и подрывать неприятельские суда.
Вскоре под Севастополь, в Балаклавскую бухту, привезли около 20 тюленей. Как позднее писал дрессировщик, за три месяца он добился поразительных результатов. Но, к сожалению, испытать животных в настоящем бою не получилось, в одну ночь их всех отравили. Есть версия, что предателем оказался помощник дрессировщика, который потом сбежал за границу. Также были уничтожены записи, которые делал Дуров в ходе эксперимента. А потом в стране началась революция и было уже не до тюленей.
Собачья работа
После завершения в нашей стране гражданской войны Революционным военным советом был издан приказ использовать собак в военных целях. Но только в 1931-32 годах были проведены первые эксперименты на базе Ульяновской школы служебного собаководства, там четвероногих учили подрывать танки. После нескольких удачных проб в 1935 году «собаки-истребители танков» были «призваны» на службу в армию.
Собак держали впроголодь и еду давали только под танком. В нужный момент на спину животного крепилось взрывное устройство, а в качестве предохранителя использовалась деревянная палочка, которая цеплялась за дно танка, когда собака под него забиралась. Считается, что применение «противотанковых собак» в Великую отечественную войну было малоэффективным. С их помощью было подбито около 300 танков. К тому же немецкие солдаты охотились на псов и весьма успешно. Через некоторое время собак было решено использовать не как подрывных, а как минно-розыскных.
Кстати: Заслуги четвероногих друзей в войну были оценены по достоинству. Пес по кличке Джульбарс, сильно покалеченный, но выживший после подрыва вражеского эшелона, принял участие в Параде Победы. Животное пронесли на руках по Красной площади впереди колонны кинологов с собаками.
Мышиная охота
Осенью 1941 года американский стоматолог Литтл С. Адамс побывал в национальном парке «Карлсбадские Пещеры» и был впечатлен полетом летучих мышей. Седьмого декабря того же года Япония совершила нападение на Перл-Харбор. Впечатленный трагедией, доктор задумался о том, чтобы использовать рукокрылых в военных целях. И вскоре он описал свою идею в письме президенту Франклину Рузвельту, так как дружил с его супругой Анной-Элеонорой. Президент, в свою очередь, дал приказ разобраться с этим вопросом.
Вскоре на проект было выделено несколько миллионов долларов. Литтл С. Адамс планировал использовать инстинкт летучих мышей, которые при температуре 4 градуса по Цельсию впадают в спячку. Сами существа весят около 9-15 граммов, но при этом могут переносить груз в 2-3 раза тяжелее себя. Планировалось при помощи хирургического зажима подвешивать к рукокрылым маленькие бомбы с механизмом замедленного действия. Потом мышей помещали в контейнеры с температурой, при которой они впадали в спячку. После чего самолеты сбрасывали бы контейнеры на самораскрывающемся парашюте над территорией Японии. На определенной высоте они бы раскрывались, а маленькие «бомбардировщики» выходили из спячки и разлетались по зданиям, которые японцы строили из легковоспламеняющихся материалов.
Первый эксперимент с летучими мышами был проведен весной 1943-го, но большинство диверсантов не успели проснуться и разбились. Вторая попытка тоже оказалась неудачной, многие мыши выбрали не запланированные для бомбардировки объекты. Третий эксперимент оказался успешным и доказал, что «мышиные бомбы» могут быть эффективнее обычной бомбардировки. Однако, проект все-таки свернули. Он оказался дорогостоящим, и к тому времени уже изобрели новые виды оружия, которые были эффективнее летучих мышей.
Кошка, гулявшая сама по себе
В 60-х годах ХХ столетия, в самый разгар «холодной войны», американские спецслужбы занимались проектом «Acoustic Kitty» («Акустическая кошка»), целью которого было использовать кошек для слежки, в первую очередь - за сотрудниками советского посольства. На разработку идеи ушло около пяти лет.
Для эксперимента ветеринар вставил в ушной канал животного микрофон, в основание черепа имплантировал небольшой радиопередатчик, а на хвосте закрепил тонкую проволочную антенну. В общей сложности операция под наркозом шла около часа. Перед кошкой-шпионом потом поставили задачу подслушать разговор двух мужчин, сидящих на скамейке в парке. Однако животное вместо этого отправилось на прогулку и вскоре было сбито машиной.
По некоторым данным, эксперимент попытались повторить – и вновь неудачно. Проблема заключалась в том, что кошки не поддавались дрессировке. В результате в 1967-м проект, который, как писала пресса, обошелся США в 25 млн долларов, закрыли.
Разработки по использованию животных спецслужбы продолжают и сегодня. Так в Израиле мыши ищут взрывчатку. А в США существует несколько центров, занимающихся военной подготовкой морских млекопитающих.