Когда люди устали от беспредела, они заговорили о благородных разбойниках
В лихие 90-е, после развала Союза, лидеры уже существовавших многочисленных ОПГ стали чувствовать себя хозяевами страны. На их стороне была сила – в борьбе с членами преступных группировок массово гибли сотрудники МВД; на их стороне были деньги, за которые можно было купить и милиционеров, и судей. Но в какой-то момент пошли слухи, что и на них есть управа: мол, в стране орудует анти-банда, которая вершит над преступниками самосуд, и нераскрытые убийства авторитетов – дело ее рук. Так родилась легенда о «Белой стреле».
Гроза преступного мира
В начале и середине 90-х по стране покатилась волна убийств криминальных бонз. Кого-то убивали в его собственном доме, кого-то взрывали в автомобиле, кто-то погибал при большом скоплении народа – в ночном клубе или прямо на улице. Оперативники тут же приезжали на места преступлений, но никаких выводов им сделать не удавалось; в местном отделении милиции появлялся очередной «висяк» – дело, которому не суждено было быть раскрытым.
Проще всего было предположить, что так лидеры ОПГ расправляются друг с другом – делят территорию. Тем более что каждый уважающий себя авторитет держал «на зарплате» киллера. Однако довольно скоро стали поговаривать, что часть убийств совершили члены «Белой стрелы» - некоего загадочного и суперзасекреченного спецподразделения органов госбезопасности.
«Белой стреле» приписывали гибель Отари Квантришвили, который был настолько могуч, что грозил милиционерам прямо с экрана телевизора. В апреле 1994 года он был застрелен из снайперской винтовки; слухи о том, что с ним расправились представители этой легендарной группы, не утихли даже после того, как Алексей Шерстобитов по кличке Леша-Солдат признался, что Отари застрелил именно он. В том же году бесследно исчезает крупный авторитет Сибири Сергей Липчанский. Годом раньше Валерий Длугач по кличке Глобус погибает от выстрела из карабина Симонова; было установлено, что убийца – Александр Солоник, известный киллер 90-х, но молва не унималась: людям очень хотелось верить в романтическую «Белую стрелу».
Среди предполагаемых жертв «благородных разбойников» – Гайк Геворкян (Гога Ереванский), убитые в «Матросской тишине» Павел Зелянин и Олег Нелюбин.
Доводы «за»
Версии возникновения «Белой стрелы» бытовали следующие:
- Группу создали «наверху» в качестве некого специального подразделения органов безопасности. Известно же, что еще когда существовал КГБ и возглавлял его Юрий Андропов, существовали спецподразделения В и С, призванные расправляться именно с криминальными авторитетами; в 90-е эту функцию якобы и стала выполнять «Белая стрела».
- Группа вроде была создана «снизу», как в фильме «Святые из Бундока»: просто людям в один прекрасный момент надоело, что миром правят преступники. Говорили, что в группе состоят бывшие спецназовцы. Однако никаких конкретных имен и фамилий ее участников никто назвать не мог.
Доводы «против»
Считавшие, что никакой «Белой стрелы» не существует, приводили следующие аргументы:
- Группу придумали сами власти; «сверху» распускаются слухи о ней, чтобы бандиты не слишком распоясывались.
- Секретные операции по ликвидации авторитетов действительно существуют, но никакой отдельной группы, которая бы их объединяла, нет.
- «Белая стрела» пока не создана, но идея такой группы «наверху» действительно возникала.
- «Белая стрела» – просто плод народной фантазии.
* * *
Официального подтверждения существования супергруппы нет. Сотрудники МВД не устают утверждать, что никакой «Белой стрелы» никогда не было, что эта группа не более реальна, чем какой-нибудь «Летучий Голландец». Однако подобные утверждения лишь укрепляют верящих в легенду в собственной правоте: мол, раз от нас что-то так старательно скрывают, значит, что-то такое действительно было. Или есть.