Преступная страсть 14-летней актрисы и графа Шереметева

Прасковья Ивановня Ковалева-Шереметева, 1768-1803 гг. wikimedia
Прасковья Ивановня Ковалева-Шереметева, 1768-1803 гг. wikimedia
И в старые времена для настоящей любви не было ни сословных, ни иных преград

Их история была на устах у всех современников. Крепостная актриса Параша Горбунова, ставшая пусть тайной, но законной супругой богатейшего графа Российской империи. Она рано умерла, но сумела за короткий отрезок своей жизни изменить десятки других судеб, в том числе своего влиятельного супруга.

Жизнь крепостных актеров никогда не сравнится с тем богемным существованием, что царит в XXI веке. При Екатерине II деятелями искусства могли даже торговать. В «Санкт-Петербургских ведомостях» можно было увидеть объявление: «Продается живописец».

Граф Алексей Разумовский однажды продал музыкантов оркестра, всю группу из 50 человек, целиком. Цена одной головы – 800 рублей. Талантливый художник Василий Тропинин, состоящий крепостным при графе Моркове, красил изгороди, колодцы, а порой обслуживал господина за столом как лакей. А если говорить об «актрисках», то для богатых сословий они были просто гаремом, где можно было выбрать в наложницы любую деву.

Глубоко испорченный счастием

В то же время жил Николай Петрович* Шереметев. Внук Петра I и богатейший помещик России XVIII века.

Шереметьев не стал, как предки, военным: треск оружия, по его же словам, причинял ему сильную головную боль. Тяга к искусству и музыке были сильнее жажды завоеваний. Он не был тираном, о нем говорили как о добром и гуманном господине. Для других он был импульсивным баловнем, по сути мягким, но «глубоко испорченным счастием».

Шереметьев безумно любил театр, сам выступал преподавателем актерского мастерства. Порой с виолончелью его можно было увидеть в оркестре среди своих музыкантов.

Так в имении Шереметевых, Кусково, появился самый престижный в стране крепостной театр.

Портрет графа Николая Петровича* Шереметева, худ. Иван Аргунов 1801-1803 гг. wikimedia
Портрет графа Николая Петровича* Шереметева, худ. Иван
Аргунов 1801-1803 гг. wikimedia

Ярославская сирена

А где-то в глубинке, в Ярославской губернии, развивалась в это время другая жизнь. В семье крепостного пьяницы-кузнеца 20 (31-го по новому стилю) июля 1768 года родилась девочка с сильным, глубоким, пронзительным голосом. Обладательница уникального сопрано Параша Горбунова попала на воспитание Марфы Михайловны Долгорукой.

Девочка не была красавицей, но притягивала к себе внимание, словно сирена. Современники писали о ее внешности, что, несмотря на неправильный овал лица, особой силой обладали ее глаза – «сильные и нежные». Худенькая, болезненная, хрупкая, она не выделялась из стайки прочих актрис – ровно до того момента, пока не раздавался ее голос.

Овдовевшая княгиня Долгорукая занялась воспитанием юного дарования: для обучения пению вызвали саму Елизавету Семеновну Сандунову, знаменитую русскую актрису и певицу; девочку также обучили итальянскому и французскому языку, игре на клавесине и арфе.

Параша Горбунова взяла фамилию Ковалева, образованную от ремесла своего отца, коваля (кузнеца). Скоро она стала ведущей актрисой театра. Если нужно было сыграть крестьянку, которая страдала от социального неравенства, или героиню с сильным духом, которая побеждает несправедливость, то знали: лучше Ковалевой никто не сделает. Пораженная игрой девушки, Екатерина II в 1787 году подарила ей перстень с бриллиантом, сняв украшение прямо со своей руки.

Так родилась прима театра Прасковья Жемчугова. Фамилию вчерашней Горбуновой-Ковалевой сочинил сам барин. В один день он взял список актрис и сменил им всем фамилии: «Бирюзова», «Гранатова», «Жемчугова». Прежде было как-то некрасиво: Шлыкова, Ковалева.

Прасковья была не просто мелодичным и стройным живым инструментом. Трудно было не заметить под маской роли саму ее личность: помимо доброты, зрители без труда распознавали в ней «твердость воли и силу натуры». Драматизм, который она вкладывала в своих героев, имел глубокие корни в ее личной судьбе – талантливой, образованной, умной женщины, которая не могла освободить себя от пут рабыни, очередной, возможно, фаворитки господина.

Не женюсь ни на ком, кроме нее!

В какой момент Параша стала близка с Шереметевым, по сей день точно не установлено. Но в народе ходило такое сочинение, как «Песня Кусковской крестьянки Параши Кузнецовой-Горбуновой», которую сложила, возможно, сама Жемчугова. В тексте говорилось о встрече «при лужке» красивого барина с девушкой-крестьянкой. Если под «лужком» подразумевать сцену театра, то песня становилась полным описанием романа Шереметева и Прасковьи Жемчуговой.

Девушка целиком завладела сердцем богатого князя. Вокруг Николая Петровича* вилось немало девиц с приданым и родословной, но он ни на кого даже не смотрел, дав себе клятву жениться либо на Прасковье, либо никогда.

Она изменила его мир. По просьбе любимой граф Шереметев начал строить богадельню и бесплатную больницу. В то же время были составлены планы на настоящую барскую городскую усадьбу с церковью, парком и садом.

Старый граф Петр Шереметев скончался в 1788 году. У сына остались более двухсот тысяч крестьян и огромные богатства. Неподготовленный к такой внезапно свалившейся на него ответственности, Николай Петрович* начал пить и гулять. Лишь один человек смог остановить графа – Жемчугова. Молоденькая и хрупкая с виду звезда сцены внезапно для всех проявила мужской характер, сумела не только спасти театр, но и вытащить любимого из запоев.

Дом, в котором сыграли тайную свадьбу граф Шереметев и Прасковья Ковалева. wikimedia
Дом, в котором сыграли тайную свадьбу граф Шереметев и
Прасковья Ковалева. wikimedia

Развал труппы

Судьба театра решилась еще в 1797 году, когда у Жемчуговой стал пропадать голос. Супруг не стал тянуть и закрыл заведение. Прасковье он дал вольную. В один из осенних дней 1801 года, наконец, случилось хоть и тайное, но венчание давно сложившейся пары. Взошедший на престол император Павел I, давний друг Николая Шереметева, взял на себя ответственность в благословении графа и крепостной актрисы. После супруги перебрались в Санкт-Петербург.

Актерскую труппу по указу Шереметева «распределили»: мужчины стали обычными швейцарами, лакеями, конторщиками, а девушек срочно выдали замуж за простых крестьян. Ни один человек из шедеврального театра Шереметева не стал обладателем вольной и не продолжил карьеру в качестве актера.

Единственный наследник

3 февраля 1803 года у уже популярной актрисы Прасковьи Жемчуговой и ее мужа появился ребенок, после чего женщина сильно заболела. День и ночь пребывала она в тревоге, что младенца похитят. Охваченная паникой, она требовала от мужа, чтобы у дверей детской стояли стражники. То не было горячкой молодой мамаши: Жемчугова знала, какая судьба уготована «бастардам» – рожденным у богатого сословия детям от крепостных девиц. Ребенка отдают неизвестной крестьянке подальше от родных земель, и вскоре они либо погибают, либо, не зная рода своего, становятся одним из крепостных.

Не исключено, что так поступали с другими детьми Параши от графа Николая Петровича* Шереметева. Но только теперь она стала беспокоиться об этом, так как ее брак с графом был пусть тайным, но все-таки законным. Дмитрий, несмотря на козни и противодействие родни Шереметева, был единственным наследником графа. Так после и случилось, но тайная графиня об этом не узнала. Спустя 20 дней после рождения долгожданного дитя любви Параша умерла.

Сделал ли брак с графом счастливой Прасковью? Казалось, что нет. Шереметев писал тогда, что они вместе из-за «двадцатилетней привычки друг к другу». Как бы то ни было, Шереметев посвятил всего себя ее памяти. Занялся благотворительностью, не посещал на балы. Спустя шесть лет он умер. Его похоронили в простом гробу рядом с супругой, а все деньги, которые могли пойти на пышные поминки, он завещал раздать бедным.





*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов


Едва не сломал карьеру Гурченко, изменял женам, старшую дочь записал на себя перед смертью: сердечные тайны Василия Шукшина
Ибрагим-паша не был примерным семьянином: этого не показали в «Великолепном веке»