История бронежилета. От кольчуги до штурмовых нагрудников
Любое оружие противника должно было отскакивать от нее, как от стены горох. Собственно, по этому пути и шла эволюция бронежилета, но в истории встречались моменты, когда боец чувствовал себя намного увереннее без лишней обузы.
Первыми бронежилетами считаются дубленые, сшитые в два-три слоя звериные шкуры, которые отлично защищали от каменных и костяных наконечников стрел.
С появлением бронзового оружия воины Древней Греции и Рима тоже надели бронзовые кирасы, имевшие форму мускулистого торса, что одновременно радовало глаз и оказывало психологическое воздействие на противника.
Падение Рима привело к упадку кузнечного ремесла. Бронза сильно подорожала, а кирасы делать разучились. В темные века от мечей из хрупкой стали рыцарей защищала кольчуга. Она была тяжела и не так эффективна, как кираса, но все же спасала от стрел и снижала риск получить ранение в рукопашной схватке. До тех пор пока против нее не стали применять такое примитивное оружие, как шило в различной модификации. Например на длинном древке. Поэтому в XIII веке для усиления кольчуги стала применяться так называемая бригантина - нагрудник, сделанный из металлических пластин, приделанных под сукно или кожу. Бригантина прекрасно спасала от легкого оружия. Из-за этого от него решили отказаться, и в моду вошли тяжелые мячи, кистени и копья.
К концу XIV века кольчугу заменили более эффективными латами, а бригантина стала уделом небогатых воинов, составляющих легкую пехоту и лучников.
Почти два века хорошо защищенная стальными доспехами рыцарская конница была практически идеальным средством решения исхода любой битвы, пока ее господству на поле брани не положили конец арбалеты и легкие шпаги.
Тяжелая арбалетная стрела имела такую высокую скорость, что пробивала доспехи, а тонкая шпага проникала сквозь сочленения лат или в узкие отверстия на шлемах. Неповоротливые рыцари оказались уязвимы, а тут еще подоспело огнестрельное оружие.
Спасти положение при низкой точности и темпе стрельбы первых ружей и пистолетов могла лишь скорость и маневренность конницы, а значит, тяжелая броня стала обузой. На рубеже XVI - XVII веков рыцари скинули с себя все латы, кроме кирасы. Но с совершенствованием военного дела и модернизацией огнестрельного оружия и эта броня оказалась в конце концов лишней. Преображенский и Семеновский полки Петра I шли в атаку в одних кафтанах.
Кирасы вернулись в армию лишь к 1812 году. В массовых сражениях они спасали как от шальных пуль, так и от ударов саблей.
Со временем от кирас, как от пережитка прошлого, снова решили отказаться. Тем более что от нового огнестрельного оружия они не спасали.
Перелом наступил во время Крымской войны. С появлением скорострельной артиллерии, засыпающей поле боя шрапнелью и осколочными гранатами, скорострельных винтовок, а затем и пулеметов, потери чудовищно росли. Во всех армиях мира начали думать, как уберечь солдата. На поле боя попыталась вернуть старый добрый щит. Так, японцы использовали их при осаде Порт-Артура. Однако эти щиты весили 20 килограммов, и бегать с ними в атаку было невозможно.
Было решено вернуться к использованию утолщенной кирасы. В России на вооружение приняли конструкцию подполковника Чемерзина, который изготавливал кирасы из разработанных им же стальных сплавов. Ими снарядили столичную полицию - для защиты от ножей уголовников и пуль революционеров. Несколько тысяч отправили в армию.
Эксперименты с индивидуальной защитой солдата продолжились во время Первой мировой войны. Появилось множество модификаций. Однако золотой средины тогда не нашли. Слишком легкая кираса не защищала от винтовочных пуль и крупных осколков, а в толстой становилось невозможно воевать.
Талия в корсете
Во Вторую мировую штурмовые группы Красной Армии пользовались стальным нагрудником СН-2. На фронте их называли раками. Нагрудники, состоявшие из двух пластин толщиной в три миллиметра, верхней и нижней - поскольку в цельном нагруднике солдат не смог бы ни нагнуться, ни присесть, надевали при взятии мощных укреплений и во время уличных боев.
СН-2, как и все его иностранные аналоги, спасли много жизней, но имели три существенных недостатка: большой вес, неудобство при движении, а при попадании пули - откалывающиеся осколки стали и брызги свинца, ранящие ее владельца.
Первыми вышли на новый уровень американцы. Во время корейской войны они снабдили своих солдат жилетами из многослойного нейлона. Против пуль они были бессильны, но от мелких осколков защищали хорошо. Потом, для усиления защиты, внутрь бронежилета придумали вкладывать металлические пластинки. Американскую пехоту тут же поголовно затянули в эти «корсеты», что спасло немало солдат и офицеров от ран, а то и от гибели во Вьетнаме.
Следующим прорывом стало появление особо прочного синтетического материала кевлара, разработанного в 1965 году американской компанией DuPont, а также особо прочной керамики, что позволило США приступить к выпуску бронежилетов, которые уже могли защищать солдат и от пуль.
Вооруженные Силы СССР шли к штатному бронежилету намного дольше. В конце концов бронежилет под названием 6Б2 (Ж-81) был принят на вооружение в 1981 году, и кое в чем нам удалось обогнать американцев. Советские дизайнеры додумались совместить защитные функции бронежилета с возможностью переноски боевой выкладки. В специальных карманах этих жилетов могли разместиться четыре магазина к АК, четыре ручные гранаты, противогаз и радиостанция.
С 2000-х все армии мира шли по пути увеличения брони и полезной нагрузки на солдата. Дошли до того, что американский морской пехотинец был вынужден таскать на себе около 45 килограммов различного оборудования, за что и получил сравнение с беременным пингвином, по-сербски - пиндосом.
В последнее время конструкторы бронеэкипировки опять вернулись к концепции ее значительного облегчения.
Теоретически в бронежилет можно вложить пластину, которая выдержит даже пулю из крупнокалиберного пулемета. Вот только солдата это никак не спасет. Ведь эффект от попадания в бронежилет пули калибром 12,7 мм равнозначен столкновению с легковым автомобилем. Пуля не пробьет броню, но размозжит легкие и разобьет позвоночник. С такими травмами не справится ни один полевой хирург. Вот почему усиление пулестойкости бронежилета целесообразно только до определенного рубежа. Или же бойца придется, по подобию средневекового рыцаря, окружать целиковым «умным» экзоскелетом. Нечто подобное оружейники обещают «сочинить» к 2035 году.