Какой вклад в нашу Победу внесли незаметные голуби
Умение голубей найти свой дом и свою «вторую половину» на расстоянии до тысячи километров люди использовали ещё в Древнем Египте, Риме и Персии. Массово применять голубей в ходе боевых действий стали французы в XIX веке, во Франко-прусской войне. Тогда из окружённого Парижа вывезли 360 птиц, которые вернулись потом в город с донесениями.
Фотоаппарат на тонкой лапке
Передаваемые почтарями «голубеграммы» писали на тонкой бумаге, вкладывали в лёгкий футляр из металла и прикрепляли к лапке или перу на хвосте. Средняя скорость голубиной доставки составляет 70 км/ч, максимальная – 100 км/ч. Предельный вес груза – 75 грамм, что позволяло использовать птиц даже для съёмки местности. Работать почтовый голубь может около 15 лет, при продолжительности жизни в 25 лет.
Служат Советскому Союзу
Военно-голубиные станции (ВГС) впервые на территории России появились в Варшавском военном округе, куда в 1885 году были привезены бельгийские почтари. Документ, официально регулирующий деятельность голубестанций, был принят в 1888 году и назывался «Положение о военно-голубиной почте». Накануне Первой мировой войны в инженерном ведомстве империи было уже 10 ВГС.
В 1925 году для тренировки голубей-связных был создан Центр голубиного спорта. А в 1929 году приказом «О принятии на вооружение системы голубиной связи» вводилось использование птиц для военных целей. Именно эта дата считается моментом создание военно-голубиной службы Советского Союза. Уже на следующий год вышло первое руководство по подготовке подразделений военного голубеводства и появилась новая военно-учётная специальность тренеров-селекционеров.
Перед началом войны в Красной армии использовались стационарные и передвижные голубиные станции. Из «Особых распоряжений по связи», содержавшихся в директиве «Барбаросса», известно, что немецким войскам в это время тоже предписывалось иметь по одной передвижной ВГС в каждом корпусе и по одной стационарной – в армии.
Жертвы и герои
С самого начала военных действий стороны конфликта озаботились наличием ценных голубей у обычных граждан. Так, во время гитлеровского наступления на Москву, власти города издали распоряжение, обязывающее частных лиц сдать в течение 72 часов почтарей в милицейское управление на Петровке.
Немцы на оккупированных территориях изымали у граждан голубей наравне с радиоприёмниками. Укрывающим птиц грозила смертная казнь. На второй день после захвата Киева приказом немецкого командования население обязали сдать домашних голубей. Для запугивания были показательно расстреляны несколько киевских голубеводов, включая широко известного в городе Ивана Максимова.
Для перехвата почтарей в немецких войсках специально держали натренированных хищных птиц, таких, как соколы.
В ходе боевых действий голубиная связь использовалась преимущественно в разведывательных частях. Для оперативной связи голубиных скоростей оказалось недостаточно. Подобные выводы сделал и противник, стационарные голубестанции при реализации плана «Барбаросса» не перевозили в СССР.
Обобщив весь опыт применения средств связи, командованием РККА в 1944 году было решено сформировать голубиную роту связи на 2-м Прибалтийском фронте. Возглавил подразделение авторитетный голубевод М. Н. Богданов. Рота включала 4 ВГС на 500 птиц, которые обеспечивали связь в радиусе до 15 км.
За полгода почтовые голуби доставили свыше 4000 сообщений. Потери среди птиц достигали 30%. Но было и в птичьей жизни место подвигу и счастливому спасению. Из воспоминаний известен случай, когда «голубь № 48», атакованный в полёте ястребом, всё-таки смог доставить депешу. Несмотря на сломанную лапку, побитую спину, грудь и крылья мужественного бойца, ветврачу удалось спасти птицу.
Однако уже в 1945 году стало ясно, что военно-голубиные станции безнадёжно отстают от технического прогресса. После войны станции расформировали. А голубей, птиц мира, стали разводить ради красоты.