О чём предпочли забыть освобожденные от фашистов поляки
Ещё свежи воспоминания о 70-летии Великой Победы. Как отмечали праздник в России и как, например, на торжественные мероприятия в честь годовщины освобождения Освенцима не пригласили президента страны-правопреемницы СССР. В то же время постоянно появляются новые сообщения о сносе памятников советским солдатам, 650 тысяч которых осталось в земле Польши. Оппозиционные и вполне провластные польские политики почти в один голос говорят о советской оккупации и молчат о нацистской.
Теперь, когда российское военное ведомство сняло гриф «секретно» с некоторых документов периода освобождения Польши, можно убедиться – как оно было на самом деле.
Это не сотрёшь
С момента распада СССР постоянно выдвигаются новые версии об угнетении стран Восточной Европы не только фашистами, но и коммунистами. Фактически для обоснования и закрепления этой версии в сознании граждан, в 1998 году в Варшаве создан Институт национальной памяти. Насколько правдивы эти истории о страданиях польского населения от Рабоче-крестьянской красной армии (РККА) и есть ли у поляков действительно национальная память, становится ясно из рассекреченных данных.
Советские войска начали освобождение территории Польши летом 1944 года. К этому периоду относится архивное Политдонесение от 6 августа 1944 года, в нём сообщается, что местное население радостно встречало Красную Армию. В документе есть описание: жители угощают освободителей небогатыми запасами и рассказывают, что гитлеровцы издевались над ними, грабили и убивали. Еврейское население страны уничтожено почти полностью.
Кроме того, в разделе «Настроения населения Польши» есть фрагмент, посвящённый украинцам, которые хотят, чтобы территории Западной Украины перешли к СССР, как «исконно русские». Обращались к советским офицерам и поляки, бежавшие с Западной Украины, где бандеровцы их преследовали.
В докладной от 24 августа говорится об отношении католических священников к частям РККА и к Комитету Национального Освобождения Польши. В записке отмечается, что настороженность духовенства сменилась симпатией к Красной Армии. Священники призывали местных жителей помогать красноармейцам в борьбе с фашистами.
Так, в городе Лежайске ксёндз предложил взять под свой надзор и поставить мраморный памятник погибшему здесь лётчику Никонову. А в Сухеднове местные жители организовали похороны 2-х лётчиков, самостоятельно сделав гроб и памятник.
Раздеты и разуты
Ещё одним интересным моментом являются выдержки из писем бойцов Красной армии, в которых они демонстрируют своё отношение к жителям Польши. Солдаты с сочувствием относятся к мирному населению, отмечают его бедность, отсутствие школ в деревнях, плохую землю. Красноармеец Черненко так описал увиденное в декабре 1944 года: «Здравствуй, мамочка! Я в глубокой Польше, живём в большой деревне, где исключительно одни поляки, очень бедные, ходят раздетые и разутые…»
Битва за Варшаву
Так случилось, что освобождение польской столицы – это не одна решительная битва, а целая череда героических и трагических событий.
Не последнюю роль в очернении действий Советской армии играет желание нынешней элиты Польши оправдаться. Ведь именно действия польского правительства в изгнании, и возглавляемой им Армии Крайовы (АК), привели к многочисленным жертвам и разрушениям. После освобождения Варшавы в городе не осталось целых строений, убита большая часть населения. Последним шагом в разрушении города маршал Жуков в рапорте Сталину от 29 января 1945 года называет Варшавское восстание.
Ещё одним популярным обвинением в адрес СССР в 90-е годы стало неоказание помощи восставшим. Якобы советские войска намеренно не поддержали участников восстания. Однако первопричиной трагедии, очевидно, стала несогласованная инициатива Армии Крайовы.
Варшавское восстание было частью операции «Буря», разработанной польским правительством в изгнании. Основа плана состояла в том, что под напором РККА гитлеровские войска будут отступать, а части АК успеют раньше занять крупные города. В Варшаве реализация этого плана привела к трагедии. Горожане подняли восстание, которое по времени совпало с контрударом по советским войскам и их временным отступлением.
Несмотря на это, Красная армия помогала восставшим, сбрасывая с самолётов оружие, боеприпасы и продукты. Информация об этом тоже сохранилась в архиве.
Кроме того, власти СССР делали всё для сохранения инфраструктуры страны. Например, танкистам приказом по армии было запрещено ездить по асфальтированным дорогам, чтобы не разрушать покрытие.
Кого подводит память
Листая архивные документы, сравнивая сухие факты с их более поздним «творческим осмыслением», легко заметить, что именно с памятью у жителей Польши серьёзные проблемы. Десятки, и это только опубликованных, свидетельств о дружелюбии и радости, обещания ухаживать за могилами освободителей и передать это уважение потомкам - всё это практически забыто. Остались только пожелтевшие листки, такие, как отправленная 22 января 1945 года благодарственная телеграмма Главнокомандующему Красной Армии Сталину от жителей польского города Кельцы.