Индексация пенсий: в чём подвох?
Мэр Москвы Сергей Собянин объявил о беспрецедентном увеличении социальных выплат: в 2018-м году социальные расходы столичного бюджета вырастут в два раза больше, нежели затраты по другим статьям. Увеличится минимальный размер пенсий - на 3 тысячи рублей, в 2 раза повысятся пособия участникам обороны Москвы, подрастут выплаты юбилярам супружеской жизни... В то же время, всем бывшим военным и приравненным к ним категориям в стране пообещал прибавку к пенсиям сам Владимир Путин. "У нас доходы бюджета это позволяют", - отметил президент.
Казалось бы, чем не повод порадоваться как минимум за миллион москвичей и ещё за 2,5 млн военных по всей России? Однако последние экспертные доклады свидетельствуют: радоваться особо нечему. Пока три-четыре миллиона россиян будут получать проиндексированные пособия, десятки миллионов других могут остаться на "сухом пайке". Или вовсе лишиться помощи государства.
Из 65 в 13
Исследование, проведённое в содружестве со специалистами Всемирного банка и опубликованное Научно-исследовательским финансовым институтом при Минфине РФ (НИФИ), показало, что ту или иную социальную поддержку от государства получают 65% россиян. В среднем, на эти цели ежегодно тратится ни много ни мало 3% российского ВВП. Однако три четверти (!) этих средств не доходят до своих законных адресатов.
К тому же, отмечают авторы доклада, социальные выплаты в России, в отличие от «цивилизованного мира», тратятся не столько на бедных, сколько на людей, имеющих заслуги перед государством. Главные выгодоприобретатели - это те же военные, ветераны труда и... госслужащие.
КСТАТИ: По числу разнообразных социальных льгот и выплат Россия занимает первое место в мире.
Реальная же беднота зачастую не только не получает помощь, но даже не знает, куда за ней обратиться. Из всех 65% охваченных социальной поддержкой россиян, по мнению авторов доклада, реально нуждающихся - только 13%, да и среди тех предостаточно «симулянтов».
"Адресными мерами соцподдержки охвачено 13% населения России, в том числе 43% бедных и 10% небедных. Выплатами льготным категориям охвачено 33% бедных и 43% небедных. То есть меры социальной поддержки льготных категорий явно смещены в сторону небедных»* , — заключают авторы доклада.
* Данные за период с 1990 по 2000 гг.
Миллионы людей живут у нас без трудовых книжек и других необходимых для взаимодействия с органами соцподдержки документов. В итоги социальные выплаты могут спокойно уходить, например, на покупку квартир для победительниц конкурсов красоты.
Затишье перед реформой
Беда в том, что информацию о неадекватной трате «социальных денег», кажется, открыли для СМИ с одной-единственной целью: подготовить общественное мнение к сокращению этих расходов.
Авторы доклада специально, для не догадавшихся, подчеркивают: первая причина проблем – несовершенство правил. И, как говорят сочувствующие эксперты, способ их усовершенствовать один: «повышение адресности соцподдержки и расширение принципа нуждаемости».
Хотя адресная система у нас в стране уже как бы работает. Правда, до автоматизации ей весьма далеко: многое всё ещё зависит от сотрудников органов социальной поддержки, которые могут принять или завернуть документы, или «порекомендовать» принять то или иное решение, или рассказать или нет о ваших весьма запутанных правах.
Неудивительно, что среди прочих экспертных предложений чаще всего звучит идея упростить систему, создав некое единое пособие для всех бедных.
Эта мысль действительно заслуживает внимания, вот только что такое бедность?
Бедны ли вы?
Первое, что надо понимать, это что для получения социальной поддержки люди должны доказать, что они живут в нищете. Единственным мерилом этой самой нищеты, или «нуждаемости» (ужасный бюрократический термин), у нас являются доходы – независимо от объема обязательных расходов в виде налогов, оплаты жилья, продовольственной корзины и т.п.
ДЛЯ СПРАВКИ: В подавляющем большинстве регионов России доход в 50 тысяч рублей в месяц (минус НДФЛ) на семью из 4-х человек нищетой НЕ считается. Такая семья поддержки недостойна. Нищета – это когда общие доходы семьи ниже суммы прожиточных минимумов, установленных на всех ее членов.
ПРИМЕР №1: В Москве прожиточный минимум на I квартал 2017 года был установлен в размере 17 642 рубля для трудоспособного взрослого и 13 441 рубль на ребенка. Таким образом, чтобы получать помощь из бюджета, семья из четырех человек (работающий мужчина, домохозяйка и маленькие дети) должна жить меньше чем на 62 166 рублей в месяц.
ПРИМЕР №2: В Московской области, где цены чуть повыше, а социальной поддержки намного меньше, уровень прожиточного минимума – 12 495 руб. и 10 962 руб. соответственно. В сумме на четверых получаем 46 914 рублей.
ПРИМЕР №3: В Курской области вообще умеют питаться воздухом: взрослый должен жить на 9 254 руб., ребёнок - на 8 544 руб., а наша "типовая" семья" - на 35 596 рублей в месяц.
И это всё до выплаты НДФЛ в 13% (!). И до оплаты коммунальных услуг. И если получаешь хоть на рубль больше – выплаты не положены!
Адресный подвох
Адресность, с которой в последние годы носятся правительственные оптимизаторы, в российских условиях, при доминировании теневой занятости, – миф. Ибо, с одной стороны, доказать реальную нищету весьма сложно, а с другой - очень легко убедить государство в своей "нищете", при этом являясь вполне себе обеспеченным и трудоспособным гражданином.
Потому что чем меньше человек зарабатывает в реальности, тем меньше у него шансов взять справку 2НДФЛ, т.к. мизерные зарплаты чаще всего выдают черным налом. Зато зарплаты совсем чуть-чуть выше уровня прожиточного минимума – чаще всего лишь «белая часть» более серьезных доходов. Вот и получается, что за социальными выплатами чаще приходят зажиточные, чем реально нуждающиеся люди.
КСТАТИ: Не имея справки 2НДФЛ с рабочего места, вам для получения какие-то льгот, необходимо будет зарегистрироваться на государственной бирже труда (частные в учет не идут), оформить получение пособия по безработице, походить по предлагаемым местам работы. Тут появляется дополнительный и крайне существенный риск: если у вас есть дети, вы попадаете в поле зрения государственных органов как малоимущая безработная семья с детьми, а значит, на вас могут обратить внимание органы опеки. У которых тоже есть план по «работе с населением».
Ситуацию должно изменить окончание работы над единой налоговой базой населения, из которой в два клика можно будет получить все данные по официальному доходу семьи. В этом случае назначать выплаты можно было бы даже не по заявлению, а автоматически. Но это дело не одного года и даже не пятилетки: сложно сомневаться, что органы соцподдержки до последнего будут пытаться сохранить свою маленькую власть над маленькими людьми.
Чего хочет ВБ
Реформировать архаичную социальную систему, до сих пор сохраняющую советский облик, конечно, нужно. Но делать это надо в интересах России, а не Всемирного банка, выступающего, напомним, в соавторах доклада и проводящего по всему миру стратегию предельного уменьшения социальных расходов государства.
Сначала – экономика, потом – социалка. Сначала – реформа налоговой системы, введение прогрессивной шкалы НДФЛ, постепенный вывод «экономики бедноты» из тени. И потом уже – социальная реформа, сокращение числа льгот, их реальная адресность.
Действуя в ином порядке мы, скорее всего, выплеснем ребенка вместе с водой: лишим помощи тех, кому она действительно необходима.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов