Зачем нужно уметь бояться

pixabay.com
Жизнь «без страха и упрека» на самом деле чревата неприятными последствиями

Страх – одна из самых неприятных эмоций: от него бегут по коже противные мурашки, учащается, как после пробежки, пульс, тело начинает дрожать, иногда выступает холодный пот. Не случайны выражения вроде «испугался до смерти»: людям со слабым сердцем сильный испуг грозит весьма неприятными последствиями. Но в некоторых дозах страх нам все-таки полезен.

Древний адаптивный механизм

Способность бояться мы унаследовали от наших лохматых пещерных предков. Они, в отличие от нас, еще не умели рассуждать логически, взвешивать все обстоятельства и делать разумные выводы из реальных событий – что для них хорошо, а что плохо. Они реагировали на изменения в окружавшем их мире «животными» способами.

А мир вокруг них был, мягко говоря, небезопасен: дикие звери могли поранить, убить или съесть, природные катаклизмы тоже порой грозили смертью, да и соседские человеческие племена не всегда были дружелюбными. Самой простой и действенной реакцией на опасность был страх – включаясь, он давал понять, что пора спасаться. Например, бежать. Или нападать, размахивая каменным топором и испуская вопли. Если бы пещерные люди не испытывали страха и способны были бы смотреть на несущегося в их сторону голодного хищника с веселым любопытством, человеческий род бы не выжил.

Сегодня наша жизнь гораздо более предсказуема, и смерть нас не подстерегает за каждым углом – и все же бывают ситуации, когда нервное напряжение, создающее готовность к немедленному действию, человеку просто необходимо. Например, когда из-за угла выворачивает автомобиль и несется на нас, наша психика использует тот же механизм реагирования, что и психика первобытных людей, – заставляет нас пугаться и бежать.

Признак успешного человека

Бывает и так, что страх длится днями, неделями и месяцами; речь не о мгновенном напряжении, а о длительной тревоге. Обычно такие страхи связаны с грядущей переменой в образе жизни. Людям бывает страшно переезжать на новую квартиру, отдавать ребенка в детсад или школу, переходить на другую работу. И такие страхи нам тоже нужны – они подталкивают нас к анализу ситуации, заставляют подстелить соломки и минимизировать ущерб от перемен.

Как ни странно это прозвучит, но только человек, умеющий бояться, может быть по-настоящему сильным и успешным. Если продолжить сравнение с животным миром, то зверь, который не боится охотника, имеет меньше шансов уцелеть. Боязнь бедности заставляет нас зарабатывать больше денег, боязнь заболеть побуждает следить за гигиеной и заботиться о своем здоровье, благодаря страху за благополучие детей мы стремимся выбирать для них самые лучшие детсады и школы.

Купить немножечко ужасов

Замечательная детская писательница Туве Янссон говорила, что ни один ребенок не станет слушать сказку, если эта сказка его не пугает. Пугаться мы стремимся с пеленок – просим мам снова и снова читать нам книжки про страшную Бабу Ягу, прилипаем к экранам, завороженно следя за мультяшными злодеями, рассказываем друг другу страшные истории. Повзрослев, сознательно ходим в кинотеатры на фильмы ужасов и добровольно отдаем свои кровные деньги за катание на аттракционах, заставляющих нас визжать от страха. Зачем? Ведь бояться так неприятно!

А затем, что мы так устроены: нам необходимо время от времени испытывать страх. Чтобы не расслабляться. И чем более сытая и благополучная жизнь у человека, тем с большей охотой он скачивает кино про какого-нибудь Фредди Крюгера или про таинственную ведьму из Блэр. Оттуда же растут ноги у пугающих развлечений богатых мира сего вроде русской рулетки или временного закапывания живьем в землю: слишком спокойная жизнь не просто расслабляет – она кажется пресной и скучной.

Так что страх нам нужен как хлеб. Если, конечно, речь не идет о патологических страхах, которыми занимаются профессионалы. Но это совсем другая история.






Готова прикрыться дочерью: чего так боится опальная герцогиня Меган Маркл
Необычные фобии, которые, возможно, есть и у вас