О том, что происходило там летом 1941 года, мы знаем только благодаря немецкой пунктуальности
Брестская крепость – памятник Второй мировой войны, символ несгибаемой стойкости советских солдат. В 1965 году она получила звание «Крепость-герой», а в 1971-м стала мемориальным комплексом.
22 июня 1941 года Брестская крепость стала одним из первых объектов на территории Советского Союза, подвергшихся массированному нападению нацистских захватчиков.
Подробности обороны советское командование узнало не сразу, а лишь тогда, когда увидели записи немцев, попавших в плен или погибших под Москвой. Восстановлением информации, которой все равно было мало, занялись уже после войны журналисты. Однако по поводу этой страницы истории и по сей день осталось множество вопросов, на которые уже никто не сможет дать ответ.
Умираю, но не сдаюсь
Самый известный символ обороны Брестской крепости – надпись на стене, датированная 20 июля 1941 года: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина». Вокруг этой надписи множество домыслов и догадок. По одним данным, она была оставлена на стене казармы батальона конвойных войск НКВД, по другим – была найдена в казематах близ Белостокских ворот, а НКВД не имеет к ней ни малейшего отношения.
Еще большие разногласия вызывает авторство этих слов. Принято считать, что надпись оставил Федор Рябов, служащий батальона НКВД. Однако есть и другое мнение: крик души вырвался у Тимерена Зинатова, курсанта пулеметной школы 44-го стрелкового полка.
Но если начать разбираться и найти все, что известно о Зинатове, становится ясно, что он только процитировал эти слова в своей предсмертной записке.
Говорят, что стену с этой надписью боялись показывать Гитлеру, потому что осматривавший крепость ранее Бенито Муссолини остановился перед ней и в течение длительного времени стоял молча, после чего долго пребывал в плохом настроении.
В списках не значился
Сейчас уже невозможно сказать, кто был последним защитником крепости. Вообще, сведения об обороне Брестской крепости во время Великой Отечественной войны получали из немецких источников. Это были и официальные архивы, и личные записи солдат вермахта, и кинохроника. Педантичные немцы точно фиксировали все события, происходящие вокруг. Таким образом доподлинно известно несколько случаев появления советских бойцов в крепости, которой уже завладели гитлеровцы, а случилось это, по их официальным сведениям, 30 июня.
12 июля на группу германских саперов с башни прыгнул советский солдат с двумя гранатами в руках. В итоге четверо из группы погибли на месте, а еще двое – скончались в госпитале от полученных ранений. 21 июля был убит Эрих Циммер, вышедший за сигаретами – его задушили ремнем.
Таких примеров масса, но самый поздний случай датируется 23 июля. Тогда был взят в плен майор Петр Гаврилов, который руководил обороной одного из фортов. Майор, будучи ранен, в перестрелке убил двух вражеских солдат. Позже он рассказывал, как они с сослуживцем почти месяц прятались в подвале крепости и совершали ночные вылазки.
Никто тогда не мог сказать, сколько еще партизан затаилось в подвалах. В 1974 году был опубликован роман Бориса Васильева «В списках не значился». Николай Плужников – главный герой романа – по сюжету продолжает сражаться в крепости до весны 1942 года. Позже историки почти в один голос скажут, что это – всего лишь художественное произведение, не подкрепленное никакими документами.
Призрак фрау с автоматом
После того как крепость была захвачена, в рядах противника все равно было неспокойно. И дело даже не в партизанах, на которых можно было нарваться в подземельях. К этой реальной проблеме прибавилась еще одна – уже мистического характера. Летом 1941 года в немецком брестском гарнизоне участились обращения к пастору. Бойцы даже интересовались, не проводит ли он обряды экзорцизма (изгнания дьявола).
Дело в том, что солдаты часто видели в крепости странную женщину с автоматом в руках. Они так и назвали ее – Frau mit Automat (женщина с автоматом) или фрау Кудлатая. Второе имя она получила из-за своей безобразной внешности.
По записям солдат и воспоминаниям очевидцев можно установить ее облик. Это была женщина, возраст которой определению не поддавался. Лицо ее было опаленное, черное от ожогов, волосы спутаны, одежда порвана. В руках неизменно находился автомат.
Появлялась эта женщина не просто так. Она приходила мстить и всегда убивала несколько солдат. Ни одна из многочисленных попыток убить или поймать ее не увенчалась успехом. Конечно, встречи с ней очень боялись, а самые суеверные желали друг другу избежать встречи с ней и носили с собой самодельные амулеты и обереги.
Но от поражения в войне немцев ничто не уберегло.