Вы приезжаете в аэропорт в радостном предвкушении отпуска, подходите к стойке регистрации, а вам сообщают, что рейсом, указанным в билетах, вы не летите. Как?! Вы ведь не опоздали, документы в порядке
Но в самолет не пускают, предлагая лететь позже, часто с пересадкой, которая отнимает время и силы. Потому что случился овербукинг - явление, о котором многие российские туристы и не слышали.
Гениальная идея продавать больше билетов, чем мест в самолете, возникла в США около полувека назад. Анализ убытков авиакомпаний показал: в среднем десять процентов пассажиров не являются на рейс. Невозвратных тарифов тогда не существовало, не улетевшим приходилось возвращать деньги, и нужно было компенсировать потери. Вот и придумали схему: мест в салоне, скажем, 270, а билетов продают 273. Если кто-то «не поместился», он не летит. Поскольку такое случается не каждый раз, дешевле компенсировать пассажиру новый перелет.
Овербукинг разрешен в Европе и Штатах. В России такого понятия официально нет. Несколько лет назад его предлагали внести в Воздушный кодекс. Громче всех плакалось руководство «Аэрофлота», мол, страшные убытки терпим, летая с пустыми креслами. Кивали на западные авиакомпании, дескать, они так делают, и ничего. Да, но там четко определены права пассажира и размер компенсаций. И попробуй не предоставь положенное - засудят!
Против овербукинга тогда выступало только «Трансаэро», ныне почившее. Национальный перевозчик продолжает лоббировать введение такой схемы. А пока поправки не приняты, потихоньку практикует ее. Впрочем, так делают многие российские авиакомпании, но на «Аэрофлот» жалуются чаще всего. Особенно это заметно сейчас, в разгар отпускного сезона. Итак, что делать, чтобы не попасть в подобную ситуацию?
- Регистрируйтесь онлайн. Как правило, места не хватает тому, кто последним подходит к стойке регистрации.
- Если онлайн-регистрация на ваш рейс невозможна, приезжайте в аэропорт заранее - кто успел, тот и сел.
- На рейс лоукостера купите не только билет, но и место.
- Оформить карту лояльности авиакомпании (даже базовый уровень), тогда у вас больше шансов получить местечко.
- Среди нескольких претендентов на невылет проиграет пассажир, купивший билет позже других и по самому дешевому тарифу. Так что старайтесь приобретать билеты заранее.
- Больше других рискуют пассажиры, летящие самыми загруженными рейсами: вечером пятницы и воскресенья, в первые дни государственных или школьных каникул туда и в последние - обратно. Если есть возможность, сдвигайте сроки.
- Иногда помогают веские аргументы: сможете объяснить, что вам необходимо улететь именно этим рейсом, может быть, вас посадят. Только не скандальте, иначе дело кончится в полиции.
Кто тут лишний
Нехватка мест в самолете может случиться по нескольким причинам:
- овербукинг;
- технические неполадки, из-за которых борт заменяют другим, менее вместительным;
- существуют билеты с открытой датой. Купивший их пассажир сообщает от своем желании лететь всего за несколько дней. Поскольку такой билет значительно дороже обычного, его обладателю отдадут преимущество;
- на рейс неожиданно явились VIP-персона или сотрудники авиакомпании, которым срочно нужно лететь.
Что положено
- При овербукинге, как и при задержке или отмене рейса, авиакомпания обязана доставить вас в пункт назначения. Вам могут предложить более поздний рейс, рейс с пересадкой, а бывают счастливчики, которых сажают на тот же борт, которым он должен был лететь, но в бизнес-класс (питание при этом будет из эконом-класса). Европейские и американские перевозчики заплатят компенсацию, у других можно пытаться ее требовать лишь через суд - но таковой могут посчитать оплату отеля и трансфера или предоставленный вам перелет в бизнесе.
- Поскольку в российском законодательстве понятия «овербукинг» нет, то и компенсация за него не положена. Возмещение можно потребовать лишь за задержку рейса: 25 процентов МРОТ за каждый час, но не более чем 50 процентов стоимости билета. И то, если задержка не связана с неисправностью воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров, обстоятельствами непреодолимой силы или другими, не зависящими от перевозчика.
- В правилах европейских компаний на всех рейсах внутри, из или в ЕС компенсация при овербукинге такая же, как при задержках рейса:
- при задержке на три и более часов - 250 - 600 евро (в зависимости от дальности полета);
- при задержке на пять и более часов добавляется полный возврат денег за билет и ваучер на питание;
- при переносе рейса на следующий день ко всему этому еще и оплата проживания и транспорта из/в аэропорт.
- В американских авиакомпаниях на рейсах внутри, из или в США:
- при задержке на 1 - 2 часа на внутренних и на четыре часа на международных рейсах - 200 процентов от цены билета (максимум $650);
- при задержке на два часа на внутренних и на четыре и более часов на международных рейсах - 400 процентов от цены билета (максимум $1,3 тысячи).
Как добиться
- Обязательно сохраните билет, чек, посадочный талон, если он был, возьмите у представителя авиакомпании в аэропорту заверенное печатью подтверждение, что вас не посадили на рейс, где должно быть указано, на сколько позже вы вылетели.
- Если из-за задержки вы опоздали на важное мероприятие, на пересадку, на концерт или спектакль, приложите билеты или другие документальные подтверждения.
- Объединяйтесь с коллегами по несчастью: групповая жалоба действует мощнее.
- Пишите претензию в двух экземплярах в авиакомпанию, приложите все бумаги. Подробно опишите ситуацию и огласите требования. Один экземпляр с подписью принявшего его сотрудника и с печатью оставляете себе.
- Если перевозчик не компенсирует ущерб добровольно, обращайтесь в суд, Роспотребназдор, Федеральное агентство воздушного транспорта. При доказанном факте овербукинга авиакомпания не только вам все возместит, но и штраф заплатит.