Амазонки: реальность или миф
Образ женщин-воительниц знаком нам с детства по книгам, фильмам, скульптурам и даже мультикам. Споры о том, существовали ли они на самом деле, или это выдуманное явление, продолжаются до сих пор. Новые археологические находки добавляют аргументов в пользу реальности существования амазонок.
Их нравы
«Амазонка» в переводе с древнегреческого означает «безгрудая». Из античных мифов известно, что девочкам этого племени выжигали либо отрезали правую грудь, чтобы она не мешала стрелять из лука. Однако большинство обнаруженных античных изображений не запечатлели этой особенности.
Племя амазонок состояло исключительно из женщин, возглавляла его царица, а по совместительству - верховный главнокомандующий.
Мужчины в племя попадали ненадолго, исключительно для поддержания численности населения. Это были либо пленники, захваченные в военных походах, либо представители соседних племён, в частности, албанов. Родившиеся от этих связей девочки воспитывались амазонками, а мальчиков, по одной версии, отдавали отцам, а по другой – убивали. Мрачный вариант озвучен и в русском историческом памятнике – «Повести временных лет».
Женщины-воины поклонялись своему идеалу – богине Артемиде, а также Аресу – богу войны.
Их царицы
В письменных источниках сохранилось несколько имён предводительниц амазонок. Родоначальницей племени считается Лисиппа. Она же построила столицу воительниц, город Фемискиру. Вслед за ней правила её дочь Ипполита. Именно её волшебный пояс заполучил Геракл во время свершения девятого подвига.
Следующая царица, Пентесилея, возглавила племя в войне с греками на стороне Трои и царя Приама. Известно также о Фалестре, которая встречалась с Александром Македонским.
Их места обитания
Благодаря описаниям местности и упоминанию географических наименований в текстах о женщинах-воинах, учёные очертили возможную границу их размещения. Сейчас это территория Турция, в частности, вилояты (территориальная единица – прим. ред.) Самсун и Амасия. Считается, что город Эфес также был основан амазонками.
По свидетельствам Плутарха, воительницы обитали на части Кавказа, до Каспийского моря. Современный исследователь доктор исторических наук И. Е. Суриков считает, что амазонки кочевали, постепенно удаляясь от центра эллинской цивилизации. Его коллега М.В. Скржинская обратила внимание на эволюцию образа амазонок, которые первоначально изображались в греческих хитонах, а позже – в расшитых скифских костюмах.
По одной из версий, племя кочуя перемещалось на север, где объединилось со скифскими племенами. Этим объясняется обнаружение в скифских захоронениях на территории Северного Причерноморья женщин, на костях которых есть многочисленные повреждения, полученные в боях. В могилах также лежит оружие: луки, стрелы, копья.
Их храбрость
Несмотря на многочисленные археологические находки и письменные памятники, учёные так и не пришли к общему мнению, существовали ли амазонки как отдельное племя. В то же время достоверно известно, что у некоторых народов женщины принимали участие в битвах наравне с мужчинами. У других – помогали на начальной стадии атаки, а потом отходили в тыл. Отсутствие в большинстве женских захоронений доспехов и оружия ближнего боя говорит всего лишь о неполной боеспособности.
Кстати: В XVI веке прибывшие на территорию нынешней Колумбии испанцы сообщали об индейском племени, в котором живут только женщины. Река, на берегу которой они обосновались, впоследствии получила название Амазонка. Описание быта и нравов женского племени очень похоже на эллинских амазонок и дошло до нас в «Докладе о завоевании нового государства Гренада», датированном 1539 годом.