Версий о том, что вождю помогли уйти на тот свет, множество, но выдерживают ли они критику?
Нет другой смерти в истории России, которую окружало бы такое же количество легенд, как смерть Иосифа Сталина вечером 5 марта 1953 года. Многие считают, что вождя убили. Действительно, периодически такое происходило – когда обладатель абсолютной власти умирал при подозрительных обстоятельствах.
Одни убийства считаются доказанными (например, Павел I в 1801 году был убит заговорщиками), другие опровергнутыми (убийство царевича Димитрия в 1591 году якобы по приказу Бориса Годунова). Здесь же никакой ясности до сих пор нет – и уже очевидно, что не будет никогда.
Подозрительный инсульт
По официальной версии, Сталин потерял сознание 1 марта на Ближней даче (в одной из правительственных резиденций); утром 2 марта врачи диагностировали у него паралич правой половины тела как следствие инсульта. 4 марта советскому народу сообщили о болезни лидера. А 5 марта в 21.50 Сталин умер.
Есть, однако, сотни ученых и миллионы рядовых конспирологов, которых не устраивает официальный вариант – смерть 73-летнего Сталина от инсульта. Можно насчитать не менее десятка сценариев, предполагающих наличие злого умысла в действиях тех или иных приближенных к Сталину лиц. Они разделяются на две группы: сознательное убийство вождя (в первую очередь с помощью яда или действий врачей) и отказ в медицинской помощи ему после инсульта. Первая более популярна.
Идеальный детектив
Криминалистика учит, что важнейшим элементом в деле раскрытия преступлений является поиск мотива. И тут перед нами завязка идеального детектива: мотив есть у всех. Руководящая верхушка СССР имела массу оснований желать смерти Сталина. Основные из них – это страх перед репрессиями; жажда власти; личная месть - за родственников и друзей.
Всего этого у членов Политбюро было в избытке: разве что Георгий Маленков (официальный преемник) и Никита Хрущев не обладали на тот момент видимыми мотивами. Жажда власти Хрущева стала очевидной лишь после смерти Сталина.
Жену старейшего сталинского соратника Вячеслава Молотова Полину Жемчужину сослали в Казахстан «за связи с еврейскими националистами». Еще один из лидеров СССР, Лазарь Каганович, сам был евреем. Бывший нарком внутренних дел и любимец вождя Лаврентий Берия рвался к власти и понимал, что в случае вполне возможной опалы (вспомним судьбу его предшественников Генриха Ягоды и Николая Ежова) вновь подняться будет куда труднее.
Кому особенно была выгодна смерть Сталина
Чаще всего в смерти вождя обвиняют триумвират Хрущев – Маленков – Берия, контролировавший ход событий после инсульта Сталина. Лаврентий Павлович и впрямь мог попытаться использовать в своей игре «рохлю» Маленкова и «клоуна» Хрущева. С другой стороны, всю свою жизнь Иосиф Сталин проводил политику «разделяй и властвуй», стараясь сеять недоверие между членами Политбюро. О том, насколько хорошо ему это удалось, убедительно доказывают конфликты и свары, продолжавшиеся более 11 лет после смерти вождя и закончившиеся лишь с приходом к власти Леонида Брежнева – политика новой формации, не участвовавшего в сталинской группе руководителей.
Известно, что первыми сообщение о болезни Сталина получили именно Хрущев, Маленков и Берия еще вечером 1 марта, однако они не слишком спешили к умирающему – приехали лишь утром 2 марта. Но что могли сделать эти люди? Популярные аргументы в стиле «Отравление Сталина состоялось с 28 февраля на 1 марта 1953 года, то есть с субботы на воскресенье, в выходные, когда основные медицинские силы отдыхают и, стало быть, кого нужно сразу не найдешь» лишь ослабляют позицию конспирологов. Сложно поверить, что среди кремлевских врачей не было квалифицированных сотрудников, дежуривших на Ближней даче или около нее в выходные, тем более что многие члены сталинской гвардии были весьма немолоды.
Врачебный след
Версия о мести врачей, то есть о не согласованных с членами Политбюро действиях лечащего персонала, тоже вызывает большие сомнения. Действительно, развернувшееся в 1952 году «дело врачей», которые якобы хотели уничтожить лидеров СССР, могло вызвать ответную реакцию. Да, теоретически лечившие Сталина люди имели возможности допустить определенную халатность – случайно или намеренно. Однако и риски были слишком велики, и про профессиональную честь к тому времени еще не до конца забыли. Вряд ли врачи по собственной инициативе пошли бы на такой шаг – только по непосредственному приказу. Его, возможно, хотел бы отдать каждый член Политбюро, но это означало пойти против остальных. Огромный риск.
Неоспорим другой факт: сердечно-сосудистые заболевания тогда лечили плохо, инсульт с осложнениями фактически являлся приговором независимо от статуса больного. О том, что заболевание серьезное, говорили сразу несколько признаков тяжелого состояния Сталина, такие как потеря сознания и паралич тела. Не случайно, когда в подписанном в ночь на 5 марта 1953 года десятью товарищами, включая министра здравоохранения СССР Третьякова, бюллетене о здоровье Иосифа Сталина сообщили, что у вождя наблюдались наибольшие изменения со стороны дыхательной функции и участились явления периодического (так называемого Чейн-Стоксова) дыхания, разбирающиеся в медицине люди сразу поняли, что дни вождя сочтены.
Справка: Дыхание Чейн-Стокса характеризуется тем, что поверхностные и редкие вдохи постепенно становятся чаще и глубже, а затем, достигнув максимума, вновь ослабляются, становятся реже, и человек на несколько мгновений перестает дышать. Потом все повторяется, вновь приводя к остановке дыхания. Эта патология может быть следствием черепно-мозговой травмы, сердечной недостаточности и других тяжелейших заболеваний, а также интоксикации.