Опытный полководец и царедворец видел одним глазом лучше, чем многие – двумя
Почти на всех известных нам портретах Михаил Илларионович Кутузов изображен вполоборота, с левой стороны. Кто-то рисовал его с повязкой на правом глазу. Таким же мы видели фельдмаршала в исполнении актера Игоря Ильинского в фильме «Гусарская баллада». Действительно ли полководец лишился одного глаза? И если да – то как он потом воевал несколько десятилетий?
Не дразни начальство
До того, как попасть в действующую армию, Михаил Кутузов много и охотно учился военному ремеслу – продолжал династию. Его отец Илларион Матвеевич - военный инженер, двоюродный дядя Иван Голенищев-Кутузов 40 лет руководил Морским кадетским корпусом.
Михаил получил первые военные знания, окончив артиллерийское отделение Соединенной артиллерийской и инженерной школы. Он вышел оттуда 16-летним инженером-прапорщиком и отправился командовать ротой в Астраханский пехотный полк, которым в это время управлял полковник Александр Васильевич Суворов.
Позже Михаилу пришлось служить под началом еще одного выдающегося полководца – генерал-аншефа Петра Александровича Румянцева. В 1768 - 1774 годах шла война с Турцией, и Кутузов действовал умело и решительно, за что был повышен в звании. Но с Румянцевым пришлось расстаться: тому донесли, что молодой подполковник втихаря передразнивает походку, голос и жесты Петра Александровича.
Михаила срочно перевели в Крымскую армию к генералу В. М. Долгорукову. Здесь он возглавил вновь сформированный из молодых солдат гренадерский батальон, и за короткое время новобранцы превзошли даже опытных гренадеров. Кутузов уже больше не устраивал представлений перед сослуживцами, да и вообще стал более замкнутым.
Снайперский выбор
10 июля 1774 года был заключен Кючук-Кайнарджийский мир с Османской империей, в результате которого Крым был объявлен независимым. Турок это не устроило.
Уже через две недели батальон Кутузова послали ликвидировать вражеский десант у деревни Шумы, близ Алушты. В бою был ранен русский знаменосец. И тогда Михаил выхватил знамя из рук падающего гренадера и пошел вперед. Командующий армией Долгоруков в своем рапорте отмечал, что Кутузов поразил всех «мужеством и храбростью» и «многочисленный неприятель... принужден, бросая свои укрепления, спасаться бегством».
Сам Михаил Илларионович был ранен. Через левый висок и пазуху носоглотки пуля вылетела через правую глазницу. Тогда и появились сообщения, что Кутузов лишился глаза. В любом случае, ранение было очень тяжелое, и врачи буквально приговорили Кутузова к смерти.
Но 29-летний Михаил умирать не спешил. Екатерина II отправила храброго офицера на лечение к иноземным докторам, отметив его заслуги орденом Святого Георгия 4-й степени, а также выдала «на поправление здоровья» две тысячи червонцев.
Михаил предпринял большое путешествие по Европе, посещал не только врачей, но и известных полководцев. Заодно вступил в ряды масонов, что тогда было очень модно, а Михаилу Илларионовичу это помогло, как он сам считал, стать внутренне более дисциплинированным.
Вернувшись на родину в 1776 году, он возобновил знакомство со своей давней подружкой, с которой вместе рос, Катенькой Бибиковой – младшей сестрой жены своего дяди И. Л. Голенищева-Кутузова. Они поженились и были вместе почти 40 лет. У них родились пять дочерей и один сын, умерший младенцем. Время показало, что жену Кутузов, имевший большую слабость к женскому полу, выбрал весьма проницательно. В 1797 году Екатерина Ильинична была награждена орденом Святой Екатерины – единственным женским орденом, учрежденным еще Петром I.
Назначенный к великому
Между тем началась вторая война с Турцией. 18 августа 1788 года турки решили сделать вылазку – как раз на егерей Кутузова. Тот находился в окопах вместе с начальником артиллерии армии Потемкина австрийским принцем Ж. де Линем.
Когда турки приблизились, де Линь позвал Михаила Илларионовича к амбразуре, чтобы именно Кутузов оценил ситуацию и принял решение. Но в этот момент в щеку Кутузова влетела пуля – буквально по соседству с тем страшным шрамом. Генерал, весь в крови, продолжал командовать. Но хватило его ненадолго, обессилевшего Михаила Илларионовича вынесли из боя. Де Линь категорично написал австрийскому императору Иосифу о том, что Кутузов теперь не жилец. Того же боялся и Суворов. И опять Михаил Илларионович выжил. А главный хирург армии Массот пророчески заметил: «Надобно думать, что судьба назначает Кутузова к чему-нибудь великому, ибо он остался жив после двух ран, смертельных по всем правилам науки медицинской».
Кутузов вернулся в строй всего через полгода. И не куда-то в штаб, а опять в самое пекло: вместе с Суворовым он участвовал в ожесточенной битве за неприступный Измаил и был назначен комендантом крепости.
Дипломат или «кофейник»?
В глазах многих Кутузов был героем, но далеко не все им восхищались. Недруги обвиняли его в том, что он ленив, и медлителен. Ставили в пику увлечение женским полом и чревоугодие. И, конечно, не могли простить того, что последнему фавориту Екатерины II Платону Зубову Кутузов сам варил кофе по-турецки, за что его и дразнили - «кофейник Зубова».
Действительно, Кутузов научился варить особый напиток, когда по заданию императрицы в 1793 году был направлен в Турцию чрезвычайным и полномочным послом. И всего за год так сумел очаровать турок своим умом и красноречием, что султан Селим не мог понять, как «человек, столь ужасный в боях, мог быть столь любезным в обществе», и соглашался на многие его предложения. А русский посол писал из Константинополя своей жене: «Дипломатическая кариера, сколь ни плутовата, но, ей-богу, не так мудрена, как военная, ежели ее делать как надобно».
Факт: Кутузов служил России при пяти императорах. Не раз ужинал с Екатериной II, а позже - и с ее сыном, императором Павлом I. И даже Александр I, который его недолюбливал, вынужден был воздать князю Смоленскому по заслугам. Сам Суворов, высоко оценивая его боевые заслуги, замечал: «Умён, умён! Хитёр, хитёр!»
Из отчаянного храбреца, которого не останавливали даже смертельные ранения, Михаил Илларионович с годами превратился в осторожного стратега, который предпочитал не торопиться.
Главный противник Кутузова Наполеон называл его «хитрый лис Севера». А молва приписывает Кутузову фразу, которую он произнес после назначения главнокомандующим армией в войне 1812 года: «Победить Наполеона не берусь, перехитрить надеюсь!»
Он перехитрил не только французского императора. Медики вот уже более двух веков не могут успокоиться, исследуя ранения Кутузова. Как же все-таки он остался жив? Потерял он свой правый глаз или нет? На это можно найти ответ у самого Кутузова. В многочисленных письмах, написанных уже гораздо позже ранений, Михаил Илларионович жалуется, что его стали подводить глаза – болят от долгого чтения, но он нигде не упоминает, что видит только одним глазом. Просто правый глаз начал оплывать, и потому он иногда закрывал его повязкой. Но это не мешало ему всю жизнь ему видеть главное.