55 лет назад, 3 октября 1968 года, в подмосковном Жуковском совершил пробный полет легендарный Ту-154. «Полтинник», «Туполь», «Аврора», как называли воздушную машину пилоты, стал самым массовым реактивным пассажирским авиалайнером - за 45 лет на крыло поставили 1020 самолетов.
Над созданием самолета, объединяющего лучшие качества трех существующих лайнеров - Ту-104, Ил-18 и Ан-10, отечественные авиаконструкторы трудились с конца 1950-х. Да еще Хрущев подгонял: в 1960-м во Франции ему показали турбореактивный лайнер «Каравелла», и Никита Сергеевич решил, что советский самолет не должен уступать «Каравелле» по техническим характеристикам и комфорту для пассажиров.
Проекты предложили три ведущих ОКБ - Антонова, Ильюшина и Туполева. Признав конструкцию Ту-154 лучшей, не ошиблись. И если запавшую Хрущеву в душу «Каравеллу» прекратили собирать в 1973-м, то серийное производство нашего лайнера остановили только в 2013 году. А мелкосерийная сборка продолжалась.
При создании Ту-154 многие технологии применялись впервые.
- Двигатели установили ближе к хвосту, увеличив крейсерскую скорость. При этом устойчивость и управляемость машины сохранялись при любых условиях.
- Конструкция крыльев делала самолет более маневренным при посадке и взлете.
- Увеличенная площадь крыла позволила снизить удельную нагрузку на него и уменьшить расходы топлива. В салоне разместили больше пассажиров. Лайнер приносил самую высокую прибыль при меньших затратах на горючее и обходил по этому показателю основного конкурента - Boeing 727-100. Американцев технология так заинтересовала, что они купили право на ее использование.
- Благодаря шасси с шестиколесной трехосной тележкой 100-тонный самолет оказывал меньшую нагрузку на взлетно-посадочную полосу - 17 - 19 т, что сказывалось на безопасности и экономичности. У «Боинга» этот показатель - 31 - 33 т. Наш лайнер мог нести на борту на 2,5 т больше конкурента.
- Все системы имели двойное дублирование, так что даже при отказе и основной, и запасной самолет мог продолжать полет и выполнить посадку.
- На рычагах управления появились гидроусилители.
- Самолет садился на короткую ВПП - до 2,5 тыс. м. И летал к арктическим широтам.
- Оборудование более современное, АБСУ (автоматическая бортовая система управления) хорошая, система захода на посадку новая, метеоминимум лучше. Топлива хоть залейся. Тут и дальность больше - мы стали уверенней в полетах, - хвалил борт пилот первого класса, командир Ту-154 Виталий Клоков.
Могучая «тушка»
Ту-154 связывал многие города нашей страны и летал за рубеж. Летом лайнер был основным перевозчиком туристов на юг.
- Производство: 1970 - 1998 гг. - Куйбышевский авиазавод, 1998 - 2013 гг. - завод «Авиакор» (Самара).
- Количество пассажиров: 180.
- Крейсерская скорость: 920 км/ч.
- Дальность полета: 4 тыс. км.
- Начало эксплуатации: 9 февраля 1972 г.
- Первый маршрут: Москва - Минеральные Воды.
- Первый международный рейс: в аэропорт Шенефельд (Берлин), 1972 г.
- Диаметр фюзеляжа: 3,8 м.
- Высота: 11,4 м.
- Размах крыльев: 37,6 м.
- Длина: 47,9 м.
С прицелом на будущее
Самолет ОКБ Туполева стал летающей лабораторией для освоения продвинутых технологий.
- Ту-154ЛЛ - прототип орбитального корабля многоразового использования «Буран». На специально оборудованных машинах летчики отрабатывали систему автоматического управления и посадки ракетоплана.
- В 1983-м в воздух поднялся самолет, заправленный альтернативным топливом - водородом и сжиженным природным газом. Из-за утечки водорода полет закончился досрочно, но и это был прорыв.
- Русские совершили в авиации дело, соразмерное полету первого спутника Земли, - восхищался американский авиаинженер Карл Бревер. В 1989-м на самолет поставили двигатель, работающий на метане.
25 бортов на лету и сегодня - например в Минобороны РФ. Китайцы используют Ту-154 для военной разведки: гражданские суда противнику труднее обнаружить. И если бы не развал отечественного авиастроения, начавшийся в перестройку, сейчас мы запросто конкурировали бы с «Боингами» и «Эйрбасами». Спасибо сотрудникам авиаотрасли - смогли уберечь в 1990-е документацию. Так что когда наш МС-21 встанет на крыло, мы еще посмотрим, чей самолет круче.
Катастрофы
Увы, аварии не обошли стороной ТУ-154. В летных происшествиях был потерян 71 самолет, погибли 3078 человек. Причиной большинства ЧП стал человеческий фактор.
- 10 июля 1985 г. в Учкудукском районе Узбекистана перегруженный лайнер свалился в штопор. На борту было 200 человек.
- 4 июля 2001 г. воздушное судно разбилось, подлетая к Иркутску. Погибли 145 пассажиров и экипаж.
- 10 апреля 2010 г. под Смоленском упал самолет, на котором президент Польши Лех Качиньский и еще 95 руководителей страны направлялись в Катынь.
Кстати
- В ОБК Туполева, созданном в 1938-м из числа заключенных авиаконструкторов и инженеров, трудился Сергей Королев. До этого Туполев был руководителем его дипломного проекта в МВТУ. Кто знает, как бы развивалась отечественная космонавтика, если бы не Андрей Николаевич.
- В картине Александра Митты «Экипаж» (1979) задействовали два судна. Первое стояло на ремонте после пожара, но хвост уцелел и сгодился для работы. Второй борт был списан после перевозки ртути. Киношники, соблюдая осторожность, отсняли в нем нужные кадры.
Источник фото: Globallookpress.com/© Yuri Abramotchkin,Юлия Пыхалова/«КП»