Ту-154 запустил «Буран» в космос — легендарному самолету 55 лет

Ту-154

55 лет назад, 3 октября 1968 года, в подмосковном Жуковском совершил пробный полет легендарный Ту-154. «Полтинник», «Туполь», «Аврора», как называли воздушную машину пилоты, стал самым массовым реактивным пассажирским авиалайнером - за 45 лет на крыло поставили 1020 самолетов.

Над созданием самолета, объединяющего лучшие качества трех существующих лайнеров - Ту-104, Ил-18 и Ан-10, отечественные авиаконструкторы трудились с конца 1950-х. Да еще Хрущев подгонял: в 1960-м во Франции ему показали турбореактивный лайнер «Каравелла», и Никита Сергеевич решил, что советский самолет не должен уступать «Каравелле» по техническим характеристикам и комфорту для пассажиров.

Проекты предложили три ведущих ОКБ - Антонова, Ильюшина и Туполева. Признав конструкцию Ту-154 лучшей, не ошиблись. И если запавшую Хрущеву в душу «Каравеллу» прекратили собирать в 1973-м, то серийное производство нашего лайнера остановили только в 2013 году. А мелкосерийная сборка продолжалась.

При создании Ту-154 многие технологии применялись впервые.

- Оборудование более современное, АБСУ (автоматическая бортовая система управления) хорошая, система захода на посадку новая, метеоминимум лучше. Топлива хоть залейся. Тут и дальность больше - мы стали уверенней в полетах, - хвалил борт пилот первого класса, командир Ту-154 Виталий Клоков.

Андрей Николаевич Туполев 

Могучая «тушка»

Ту-154 связывал многие города нашей страны и летал за рубеж. Летом лайнер был основным перевозчиком туристов на юг.


С прицелом на будущее

Самолет ОКБ Туполева стал летающей лабораторией для освоения продвинутых технологий.

- Русские совершили в авиации дело, соразмерное полету первого спутника Земли, - восхищался американский авиаинженер Карл Бревер. В 1989-м на самолет поставили двигатель, работающий на метане.

25 бортов на лету и сегодня - например в Минобороны РФ. Китайцы используют Ту-154 для военной разведки: гражданские суда противнику труднее обнаружить. И если бы не развал отечественного авиастроения, начавшийся в перестройку, сейчас мы запросто конкурировали бы с «Боингами» и «Эйрбасами». Спасибо сотрудникам авиаотрасли - смогли уберечь в 1990-е документацию. Так что когда наш МС-21 встанет на крыло, мы еще посмотрим, чей самолет круче.


Катастрофы

Увы, аварии не обошли стороной ТУ-154. В летных происшествиях был потерян 71 самолет, погибли 3078 человек. Причиной большинства ЧП стал человеческий фактор.


Кстати