Это впечатляющий результат. Как вам это удалось — вы нашли инвестора или воспользовались банковскими кредитами?
Никита, свой бизнес вы начали едва закончив школу. Было не страшно бросаться туда, где конкурентами станут взрослые и опытные профи?
Не страшно. На первых курсах вуза я понял, что не готов тратить время попусту и ждать, пока получу диплом, поработаю в крупной компании, наберусь полезных навыков, обзаведусь связями… Молодость — это тоже преимущество. Молодые люди активны, энергичны, они ставят высокие цели и могут себе позволить рисковать ради их осуществления. Молодость дает возможность быть более гибким и адаптивным, позволяет вырабатывать свежие идеи. Фактически я не был ограничен предыдущим опытом или стереотипами, и я считаю, это дало мне увидеть новые возможности, которые могли ускользнуть от более устоявшихся участников рынка. Именно этот свежий взгляд позволил мне определить ниши, где спрос и предложение не совпадали.
И какое направление вы для себя выбрали?
Перспективу я увидел в автобизнесе, а именно в сфере аренды машин для такси. Этот сегмент был практически не освоен и не занят другими игроками. Туда я и направил свои силы, пока этого не сделал кто-то другой. Рынок такси в тот момент активно развивался и ждать в моем случае было равносильно потере возможностей.
Итак, вы выбрали свою сферу. Каковы были ваши первые шаги?
На первых порах мы выступали в роли агентов и посредников между водителем со своим авто и агрегатором такси. Однако уже в 2019 году я взял в лизинг пять автомобилей и начал предоставлять их в аренду. Так началась наша история. К концу того же года мы уже приобрели еще четыре машины, в 2020 году нам удалось расширить автопарк до 15 авто, а в 2021 и 2022 г.г. мы приобрели более 80 автомобилей. На сегодняшний день у нас более 100 машин.
Ваш бизнес оправдал себя с точки зрения прибыли?
Вполне, компания демонстрирует устойчивый рост. За первый год работы мы увеличили наш доход в два раза, в 2020 году произошло то же самое. Прирост доходов за период 2021-2022 годов был уже четырехкратным.
Это впечатляющий результат. Как вам это удалось - вы нашли инвестора или воспользовались банковскими кредитами?
Нет, мы сделали себя сами. Изначально мы планировали развиваться самостоятельно, без привлечения инвестиций и участия сторонних лиц. Рост нашей компании осуществлялся исключительно на основе собственных ресурсов. Даже первые пять автомобилей мы арендовали через лизинг, используя средства из личных накоплений. По мере развития бизнеса мы откладывали часть полученной прибыли и приобретали дополнительные машины.
Звучит легко и красиво, но наверняка не обошлось без подводных камней. С какими проблемами сталкивалась на этапе становления и сталкивается сейчас ваша компания?
В последние годы наблюдается нежелательная тенденция — водители, арендующие автомобили для оказания услуг такси, становятся все моложе. Ранее, машины брали в аренду в основном взрослые люди с внушительным водительским опытом, они рассматривали эту занятость как основную работу и подходили к ней со всей серьезностью. Сейчас это занятие чаще рассматривается как подработка, водители становятся все моложе, их водительский стаж постепенно сокращается. Как результат, аварийность растет. Это особенно заметно в моем городе, статистика ДТП в Ростове — одна из самых высоких по стране, и значит, автомобили регулярно становятся участниками ЧП. Увеличение числа аварийных случаев приводит к повышению рисков для таксистов и пассажиров, а также к повреждению машин, что чревато финансовыми потерями для компаний.
Добавим сюда постоянно повышающиеся потребительские ожидания и скачки цен на топливо - это только часть проблем, с которыми сталкивается авторынок. Ну и конечно, нельзя списывать со счетов растущую конкуренцию.
Да действительно, мы все являемся свидетелями того, что каждый год на рынке появляются новые игроки. Какова ваша конкурентная стратегия?
На самом деле я не рассматриваю конкурентов как врагов, уверен, что места под солнцем хватит всем. В ситуации, где законодательство и условия рынка постоянно меняются, особенно в сфере такси с высокой текучкой, ни один таксопарк не может выжить в изоляции. Именно поэтому я готов делиться своим опытом с конкурентами, обсуждать важные вопросы и вместе искать решения. Рынок для нас не место борьбы за монополию, а скорее сообщество успешных предпринимателей. Да, может быть, мы не друзья, но мы поддерживаем открытые и добрые отношения и гордимся тем, что работаем вместе.
Развитие технологий помогает вам в ведении бизнеса?
Конечно. В первую очередь мы используем современную автоматизацию процессов учета автомобилей — это значительно облегчает контроль за автопарком. Система применяется уже около года и позволяет эффективно вести учет машин даже при наличии небольшого количества сотрудников. Например, раньше для планового технического обслуживания автомобилей приходилось хранить информацию в таблицах Excel и следить за сроками вручную. Теперь система автоматически напоминает о необходимости прохождения осмотра, освобождая много ресурсов и времени и устраняя человеческий фактор.
Еще один момент — установка датчиков или камер-регистраторов, это позволяет значительно улучшить качество услуг по перевозке пассажиров и контролю водителей. Поясню, данные устройства могут отслеживать, если водитель курит в автомобиле или разговаривает по телефону во время движения, также они фиксируют неадекватное поведение, будь то со стороны водителя или пассажира. Также с помощью камер можно увидеть, если пассажир что-то забыл в салоне. Все это позволяет предотвращать конфликты, поддерживать комфортную атмосферу и способствует повышению безопасности перевозок. Иными словами, использование современных технологий значительно облегчает работу и повышает качество услуг в сфере такси. Эти инновации помогают оптимизировать ресурсы, сокращают время и снижают вероятность ошибок, поэтому мы активно внедряем их в работу компании.
Одной из самых актуальных тем сейчас является снижение углеродного следа. Планируете ли вы использование экологичных видов транспорта?
Скажу больше - я первый в регионе, кто начал переходить на экологичный вид транспорта! На определенном этапе развития компании я принял решение о переоборудовании всего автопарка на газобаллонное оборудование. Говоря откровенно, у меня были большие сомнения. Во-первых, в то время у нас было порядка 35-40 машин, и установка ГБО на такое большое число автомобилей требовала серьезных финансовых вложений, а понимания того, как быстро это окупится у нас не было. Во-вторых, на тот момент в городе работала только одна заправка для данного вида топлива, это создавало неопределенность в отношении реакции водителей на такие нововведения. Но я рискнул и этот риск себя оправдал. Мы начали активно продвигать экологичный транспорт для такси и наши автомобили стали пользоваться высоким спросом. К тому же, водители оценили низкую стоимость топлива. В результате все затраты на переоборудование окупились уже в течение первых 2-3 месяцев.
В заключение, какие советы вы дадите молодым людям, которые думают о том, чтобы заняться своим собственным бизнесом.
Первое — тщательно оценивайте рынки. Не стоит бросаться в омут с головой и начинать дело только потому, что вам нравится то или иное направление. Ищите ту нишу, которая представлена в меньшей степени, спрос в которой опережает предложение.
Второе — станьте лучшими. Если возвращаться к нашей компании, то обеспечение надлежащего состояния автопарка — один из наших главных приоритетов. Мы прилагаем все усилия, чтобы поддерживать идеальное техническое состояние каждого автомобиля. Когда возникает незначительное столкновение, машина получает вмятину или царапину, незамедлительно принимаются меры для устранения этих дефектов. Мы четко понимаем, что наши клиенты ценят безупречный внешний вид автомобилей, поэтому делаем все возможное, чтобы они всегда выглядели как новые. Многие клиенты в своих отзывах отмечают, что наши машины выделяются среди других, всегда они чистые и аккуратные. То есть наша задача — превзойти ожидания наших клиентов и предоставить им высочайший уровень обслуживания и качества. Кроме того, я смело могу утверждать, что в отличие от многих других участников на рынке, у нас всегда в полном порядке все необходимые документы, что является большой редкостью в наше время.У некоторых, порой, даже банально страховки нет.
Ну и третье — важно грамотно организовать бизнес-процессы. Не пытайтесь сделать все сами, успех всегда является результатом командной работы и поэтому делегирование полномочий имеет большое значение. Однако, и это необходимо подчеркнуть, что руководитель должен сохранять контроль и быть в курсе всех происходящих в компании событий. Он должен четко расставлять приоритеты, разрабатывать стратегию и определять направление движения. Нельзя ничего пускать на самотек! Это является главным фактором развития.
Анна Попова
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов