Что унес в могилу «Железный Феликс»
20 июля 1926 года неожиданно скончался шеф всесильного ОГПУ, глава Высшего совета народного хозяйства, один из первых революционеров – Феликс Эдмундович Дзержинский. Он вошел в историю как личность весьма неоднозначная. Одни считают его героем и «грозой буржуазии», другие отзываются о нем как о безжалостном палаче. Но и сторонники, и противники жестких мер Феликса Дзержинского сходились в одном: не напрасно за безжалостное отношение к врагам революции получил он прозвище «Железный Феликс».
Но за это ли? Сотрудники органов госбезопасности рассказывают, что за этим прозвищем стоит целая история.
Все дело в сейфе
На Лубянке Дзержинскому предоставили для работы кабинет на втором этаже. В углу помещения красовался внушительный стальной сейф, оставшийся от старых хозяев. Никто не мог подумать, что именно этот сейф однажды спасет жизнь главе ВЧК.
Когда в кабинет Дзержинского через окно влетела граната, чекист за долю секунды принял решение и, проявив завидную ловкость, выскочил из-за рабочего стола и через мгновение укрылся в сейфе. Взрыв повредил стены и мебель кабинета, осколки выбитых стекол рассыпались по полу. Одним словом, взрыв был неслабый.
Каково же было удивление прибежавших на шум чекистов, когда они увидели следующую картину: сквозь завесу дыма и пыли к ним вышел Феликс Дзержинский в целости и невредимости.
После этого события Дзержинский и обзавелся прозвищем «железный». Уже позже биографы объяснили кличку твердым характером и стойкостью. Таким образом создался портрет преданного идеям революции бойца, которого боятся и уважают. Советская идеология практически создала бога в лице Дзержинского. А боги умирать не должны.
Однако это произошло. И событие это незамедлительно обросло слухами и домыслами.
Кому выгодно?
20 июля 1926 года, в последний день своей жизни, Феликс Дзержинский выступил на заседании ЦК с очень эмоциональной речью. Посреди выступления он внезапно схватился за сердце. Слушатели думали, что это ораторский прием, и не придали ему особого значения. После выступления Дзержинский сам дошел до своего дома, находившегося неподалеку, где его и настигла смерть. По официальной версии – от сердечного приступа.
Дзержинский был не первым из «богов», оказавшийся смертным. Первым умер Ленин, а смерть Феликса стала вторым потрясением и шоком. Шок этот не оставлял места для каких-либо сомнений и вопросов. Они появились гораздо позже, спустя десятилетия. Первые, еще робкие слухи о том, что Дзержинского отравили его политические враги, появились среди белой эмиграции во Франции. Веса этой теории добавляли ухудшившиеся отношения Железного Феликса со Сталиным.
Старая гвардия большевиков, к которой как раз и относился Дзержинский, могла стать серьезной помехой осуществлению его «вождистских» планов. Сталин, отличавшийся умением просчитывать политические ходы наперед, понимал, что такая неудобная фигура, как Феликс Дзержинский, вряд ли будет послушной марионеткой в его руках.
Вскрытие показало…
Протокол вскрытия тела Дзержинского мало того, что не был засекречен, он был опубликован в газетах, издающихся крупным тиражом. Этот документ, написанный сухим медицинским языком, с первого взгляда не представляет интереса. Но именно в нем и кроется причина недоверия к официальной версии смерти.
Дело в том, что Дзержинский, еще находясь в ссылке, заболел туберкулезом и получил соответствующий официальный диагноз. Однако в протоколе вскрытия состояние легких обрисовано общими фразами, и в целом это описание подходит для здорового человека. Туберкулез же оставляет такие следы в легких, проигнорировать или не заметить которые невозможно. К тому же, вскрытием руководил известный профессор Абрикосов, который специализировался как раз на болезнях легких, и в частности – туберкулезе.
Учитывая профессиональный уровень и репутацию профессора Абрикосова, об ошибке не могло быть и речи. С другой стороны, никому доподлинно неизвестно, в какие условия была поставлена группа патологоанатомов. Но даже если предположить, что имела место фальсификация, протокол был бы составлен так, чтобы ни у кого уж точно не возникло вопросов.
Приверженцы теории заговора полагают, что скорее было подменено тело, чем сфальсифицированы результаты патологоанатомического исследования. Однако современные специалисты считают, что подменить труп настолько известного человека перед экспертной комиссией просто невозможно. Но это единственная версия, объясняющая, каким образом в теле туберкулезника не были найдены и отмечены следы разрушительной болезни.
Если же Феликс Эдмундович покинул этот мир и правда самостоятельно, то сделал он это очень вовремя. Ведь всего через год Сталин начал избавляться от своих противников.