На какие подвиги идут бортпроводники ради пассажиров
Ежегодно 12 июля отмечается Всемирный день бортпроводника гражданской авиации. Для большинства эта профессия ассоциируется с романтикой, новыми странами и белоснежными улыбками. Но за красивой картинкой стоит тяжелая работа, а нередко прячутся опасности и угроза жизни, которым подвергаются стюарды и стюардессы.
Вторая весна
26 января 1972 года стюардесса Весна Вулович из Сербии была распределена на рейс Стокгольм – Копенгаген – Загреб – Белград, который выполняли «Югославские авиалинии». На борту самолета находились 28 человек, из них 23 пассажира и 5 членов экипажа, включая стюардессу Вулович. Спустя час после взлета над территорией тогдашней Чехословакии (сегодня это Чехия) прогремел взрыв, самолет разорвало на куски. Единственным, кто выжил в этой авиакатастрофе, стала Весна Вулович, упавшая с высоты 10 километров 160 метров. Девушку - ей тогда было 22 года - нашел местный житель деревеньки Сербска Каменице. Мужчина, бывший военный, понял, что у Весны сломан позвоночник, поэтому не стал ее трогать, а тут же вызвал помощь.
У стюардессы оказались повреждены три позвонка, руки, ноги и череп в нескольких местах. Кроме громкого взрыва, яркого света и невыносимого холода, она ничего не помнила. Стюардесса провела в больнице полтора года, четыре с половиной года училась ходить. А потом вновь вернулась на работу.
Но начальство не рискнуло отправить Вулович в небо. Ей предложили работу в офисе, из-за чего она сильно расстраивалась. Врачи так и не смогли понять, как хрупкая девушка не погибла на высоте 10 километров, где практически нет кислорода и человек умирает от разрыва сердца; почему не разбилась при падении. Этот случай был занесен в Книгу рекордов Гиннесса. А сама стюардесса прожила до декабря 2016 года и скончалась в своей квартире.
63 года полета
Рон Акана, уроженец Гавайских островов, в 1949 году по совету друзей пошел на собеседование по объявлению о наборе бортпроводников в «Американские авиалинии». Двадцатилетнего молодого человека без проблем взяли на работу.
Тогда никто и предположить не мог, что на пенсию Рон уйдет уже в другом веке, в 2012 году, в возрасте 83 лет. За время своей работы Акана пообщался со многими знаменитостями. Так, мужчина обслуживал рейсы, на которых летели легендарный певец Фрэнк Синатра; обладательница «Золотого глобуса» британская актриса Дебора Керр; один из самых успешных американских актеров, обладатель «Оскара» и «Золотого глобуса» Берт Ланкастер; знаменитый комик Ред Скелтен.
Таким же образом стюард познакомился с экс-президентом США Биллом Клинтоном. И именно в небе он встретил свою единственную жену Элизабет. В результате Рон Акана попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый возрастной бортпроводник в истории авиации.
Спасение из сексуального рабства
Стюардесса Шейла Фредерик выполняла рейс из Сиэтла в Сан-Франциско. Когда она прохода по салону, то обратила внимание на странную парочку: мужчина летел с девочкой-подростком. С первого взгляда могло показаться, что отец сопровождает свою дочь. Но внимательной Шейле бросилось в глаза, что пассажир был дорого одет и прекрасно выглядел, в отличие от своей юной спутницы. Девчушка лет 14-15 была растрепанной, на ней болталась грязная и нищенская на вид одежонка. К тому же девочка явно выглядела испуганной.
Все попытки заговорить с ней не увенчались успехом, так как за спутницу постоянно отвечал мужчина. Тогда стюардесса пошла на хитрость: она предложила проводить девочку в туалет и там ей передала записку с вопросом о помощи. Юная пассажирка написала на клочке бумажки, что нуждается в ней. Тогда Фредерик сообщила о сложившейся ситуации пилотам, и по прилету в Сан-Франциско парочку ждала местная полиция. Как выяснилось мужчина был замешан в торговле людьми и увез девушку против ее воли, чтобы продать в сексуальное рабство.
Не терять головы
9 июля 2006 года произошла трагедия, которая шокировала многих. Самолет авиакомпании «Сибирь» летел из Москвы в Иркутск. При посадке лайнер выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и врезался в гаражи. До взрыва оставались считанные секунды, но за это время бортпроводница Виктория Зильберштейн сумела спасти 20 пассажиров.
Из-за сильного толчка ремни безопасности не выдержали, и все пассажиры, вместе с креслами и багажом, упали на пол. Погас свет. Началась паника, а из хвоста самолета пошел едкий дым. Виктория получила сотрясение мозга, но она сумела пробраться к аварийному выходу, нашла в себе силы открыть люк и крикнуть: «Все на выход!». Поскольку не сработал надувной трап, людям пришлось прыгать с высоты около трех метров. Виктория, пока могла терпеть, выводила пассажиров, потом спрыгнула на землю сама. За этот подвиг ее наградили медалью «За отвагу».