Коллективные читки политических новостей длились 70 лет, а исчезли и забылись за считанные годы
Этой форме дополнительных занятий, рожденной в годы жесткого идеологического контроля, придавалось большое воспитательное значение, хотя в позднем СССР и учителя, и ученики прекрасно понимали ее избыточность, превращая уроки обязательной политграмоты в своего рода пустой ритуал. Действительно, в эпоху практически повсеместного распространения радио, телевидения и прессы, которая наступила уже в 60-ые годы минувшего века, сбивчивый и косноязычный пересказ газетных передовиц выглядел довольно глупо. Однако школа, как известно, — один из самых «неповоротливых» общественных институтов, и школьников мучили уроками политинформации вплоть до распада Советского Союза.
Политликбез - в массы
Не стоит думать, будто идеология совсем отсутствовала до Великой Октябрьской революции. В царской школе существовал специальный предмет — Закон Божий, на уроках которого гимназистам внушали правильную картину мира: единство Самодержавия, Православия и Народности. Но после бурных революционных событий 1917 года и последовавшей за ними Гражданской войны в новом государстве рабочих и крестьян понимание реальности в духе Маркса и Ленина сделалось единственно правильным, а за иные взгляды на мир можно было поплатиться тюрьмой или расстрелом.
Но в почти поголовно безграмотной стране кто-то должен был нести правду ВКП(б) — Всероссийской коммунистической партии большевиков - в массы. Такими людьми и стали первые агитаторы и пропагандисты, образованные люди, способные доступным языком пересказывать и разъяснять для людей политику партии. По всей огромной стране ширилось движение так называемого ликбеза — ликвидации безграмотности, в том числе и политической.
Учась читать и писать, крестьяне, рабочие и солдаты одновременно постигали и «единственно верную» картину мира, идеалы социализма и коммунизма. Так постепенно сложился особый вид идеологической и культурно-массовой работы: уроки политинформации, то есть обязательные лекции и беседы в трудовых и воинских коллективах, в учебных классах школ и вузов, в комсомольских и пионерских организациях.
Рабы - не мы, рабы — немы
Во времена, когда радиоприемник был не далеко не в каждом доме, а газеты выписывали только в интеллигентных семьях, информирование широких народных масс о том, что происходит в стране и мире, было совсем не бесполезно. Политинформаторами становились штатные политработники и партийцы, педагоги и воспитатели, комсомольские активисты, просто наиболее грамотные и активные представители коллективов.
По большей части для проведения политинформаций использовались материалы советской периодики — передовицы из газет и журналов. В особых случаях приглашались платные лекторы общества «Знание», просветительской общественной организации, созданной сразу после войны для пропаганды среди населения научных достижений. Оплачивали такие лекции сами трудовые коллективы, либо гонорар выделялся из партийной кассы.
В школах за политинформации отвечали учителя и классные руководители, часто назначавшие ответственных за урок. Так, ребята, не читавшие газет, узнавали от своих товарищей актуальные новости и, главное, как их следует понимать. Обычно политинформации в школах проходили в виде «нулевого урока», за полчаса до начала или после занятий. Пропуски «уроков политинформации» карались плохими отметками за поведение и могли привести к большим проблемам, вплоть до исключения из школы. Таким образом советская система контролировала единомыслие своих граждан буквально со школьной скамьи.
«Перестройку начали с рассвета...»
Как ни странно, уроки политинформации не умерли, а, наоборот, даже оживились с началом Перестройки, когда ЦК КПСС устами своего лидера генсека Михаила Горбачева объявил гласность и плюрализм мнений. Тиражи советских газет, начавших печатать сенсационные разоблачительные статьи, взлетели в несколько раз. Многие издания, такие, например, как журнал «Огонек», стало трудно купить в розницу. Роль политинформаторов перестала быть формальной. Официоз уступил место живым новостям и дискуссиям. По утрам у киосков «Союзпечати» выстраивались многометровые очереди.
Правда, длился этот период совсем не долго. Вслед за развалом СССР канула в лету и коммунистическая идеология. В стране появилось множество свободных, независимых СМИ, как печатных, так и электронных, и с тех пор всякий человек волен сам выбирать себе масс-медиа по вкусу.