Нагло лезут к вам в карман: как супермаркеты разводят вас на деньги
Вышли за хлебом, а вернулись с полными пакетами продуктов, которые вам не особо-то и нужны? Не корите себя за расточительство и слабую волю, скорее всего, вы попались в ловушку, которую вам искусно расставили маркетологи магазина. В ход идет все от угощений до расположения полок.
Завлекающие овощи
Сначала мы всегда «едим» глазами. Проснется ли у вас аппетит, если вы увидите на входе полки с гречкой? Вряд ли. Вот почему чаще всего в магазине первым расположен отдел с фруктами и овощами. Их яркие сочные цвета поднимают настроение и мотивируют на покупки.
«К тому же, если вы сразу положите в тележку много полезных продуктов, это мысленно как будто даст вам индульгенцию на покупку сладостей и вредностей», – говорит маркетолог Яна Боуден.
Открытая планировка
Все чаще супермаркеты делают не строгие ряды полок, а чередуют их с большими зонами собственной выпечки, кулинарии, прилавками с деликатесами. Ощущение, что ты на рынке и пришел не в один магазин, а в много-много маленьких. А значит, везде надо что-то купить. К тому же собственные пекарни формируют доверие.
Яркие ценники
Условный рефлекс выработан: желтый ценник скидка, красный – огромная скидка. И даже если это будет не так, рука сама собой потянется к товару с яркими ценниками. Старайтесь мыслить критично и просчитывать, действительно ли есть выгода в двух пачках каши по цене одной. Может быть, она испортится раньше, чем вы ее съедите.
Шрифт и хаос
Случалось ли вам в множестве хаотично расположенных ценников выискивать тот, который относится к тому товару, который вы выбрали. А сотрудники магазина только разводят руками, мол, так много всего, что аккуратно ценники даже не вмещаются. И вообще это сами покупатели все на полках перемешали!
Иногда это правда, но чаще всего хитрость: покупатель думает, что взял товар подешевле, но это на самом деле был не его ценник. Качать права на кассе, если покупка нужна, а времени нет, никто не будет. Поэтому совет: не уверены в цене, пользуйтесь специальными валидаторами, чтобы ее проверить (они есть в торговых залах) или обращайтесь к продавцу.
Еще одна нечестность: шрифт на ценнике. Крупными цифрами, как правило, пишут акционную цену или цену по дисконтной карте, а рядом мелко обычную. Если у вас нет карточки магазина или вы не выполнили условия акции, значит, прогадали.
Хлеб – налево, молоко – направо
Да где же этот хлебный отдел: вы идете, идете, а его все нет и нет. Впрочем, вы идете не с пустыми руками – то и дело кидаете в тележку что-то с попутных полок.
А этого маркетологи и добивались! Отделы с самыми популярными продуктами расположены далеко друг от друга, чтобы вы успели изучить весь ассортимент.
«Исследование мозга покупателей, проведенное с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии, показало: примерно через 23 минуты покупок у людей начинается психологическое «выгорание», – говорит Боуден. – Мы принимаем решения не рационально, а эмоционально. То есть быстрее возьмем с полки ненужное, но завлекающее».
Запахи и музыка
Даже звуки имеют значение! С запахом все понятно – если вы пришли в магазин голодным, а тут пахнет булками, корицей, курочкой гриль, да еще и кофе с ванилью, то вы с большей вероятностью накидаете в корзинку лишних продуктов.
А бодрая веселая музыка настраивает на легкомысленный лад, заглушая калькулятор в голове. Мораль – не ходите в магазин голодным и слушайте свою музыку в наушниках.
Дешевое – в неудобных местах
Мы обычно обращаем внимание на те товары, которые расположены на уровне глаз. Поэтому те продукты, что подешевле, продавцы выставляют на нижние полки – их и рассмотреть сложнее, и напрячься надо, чтоб оттуда что-то взять.
Кстати
Еще одна хитрость – продукты с истекающим сроком годности выставлять в первый ряд. Часто такой трюк проделывают с молоком: на первой линии стоят коробки с трехдневной датой, ближе к стене – сегодняшнее или вчерашнее. И только если продукт уже совсем близок к просрочке, на него могут объявить скидку.