Истории матерей-героинь, трогательные и страшные
Сорок четвертый год. Уже близка победа над фашистами, но как же тяжело дается стране каждый шаг к ней! Множество солдат полегло на поле брани, Советский Союз отчаянно нуждается в молодых здоровых мужчинах и женщинах — нужно восстанавливать разрушенную державу.
8 июля 1944 года издается Указ Президиума Верховного Совета СССР, согласно которому наградами отмечались женщины-матери: те, кто дает жизнь, кто, невзирая на трудности военного времени, поднимает на ноги и выводит в люди своих детей.
Женщина, воспитавшая пятерых и более детей, отныне получала «Медаль материнства». Кроме того, был учрежден орден «Материнская слава» - за воспитание 7, 8 и 9 детей. Высшая же награда — звание и орден «Мать-героиня» - полагалась тем по-настоящему героическим женщинам, которые подарили стране десятерых и более новых граждан.
Тем же Указом устанавливались меры по оказанию различной помощи и поддержки будущим и настоящим матерям. Появились государственные льготы, пособия, выплаты. А еще после издания Указа в стране начали открываться детские учреждения — ясли, детские сады.
Орден «Мать-героиня» вручался в Советском Союзе до 1991 года. Истории некоторых многодетных матерей не могут оставить равнодушным никого.
Анна Алексахина — орден №1
В один из промозглых осенних вечеров 1944 года в подмосковный барак постучали: «Кто здесь Анна Алексахина?» Соседи проводили незнакомца на кухню, где среди кипящих котлов хозяйничала женщина. Тут ей и вручили гербовую бумагу, сообщавшую о высокой награде Кремля. Саму награду она получила чуть позже из рук «всесоюзного старосты» Михаила Калинина.
Эта женщина воспитала в самые нелегкие годы десятерых сыновей и двух дочерей. Шестерых мальчиков забрала война — четверо не вернулись с фронта, двое уже после Победы умерли от полученных ран.
Оставшиеся сыновья и дочери не подвели родителей — честно работали всю жизнь, за них не пришлось краснеть. Только вот многодетных среди них не было.
Младшие дети Алексахиных всегда помнили, как тяжело жилось семье, как ели похлебку из крапивы и лебеды, как строго воспитывал их отец и как жалела мать. Но в то время почти все крестьяне жили так. А детей рожали не задумываясь — чем больше рабочих рук в семье, тем легче прокормиться.
Правительство несколько месяцев искало по всей стране многодетную мать, достойную первой получить почетную награду. Отсутствие у Алексахиной партбилета чуть не стало препятствием для решения чиновников. Однако другого выхода не было — многодетные матери не спешили вступать в партию. Видимо, им было некогда...
Орден Анны Алексахиной «Мать-героиня» номер один сегодня хранится в Москве, среди экспонатов Исторического музея.
Сорок восемь детей Шуры Деревской
Эту потрясающую женщину называли мамой даже не сорок восемь — шестьдесят пять человек! Но только сорок восемь из них успели стать совершеннолетними — Александра Авраамовна Деревская, «Роменская Мадонна», ушла из жизни, когда остальные пригретые ею мальчики и девочки были еще совсем юными...
А все началось вскоре после окончания Первой мировой войны. Шурочка, юная сестра милосердия, влюбившаяся в Емельяна Деревского, с готовностью становится матерью для его сына — слабенького, рахитичного Мити, родная мама которого умерла от неизлечимой болезни. Дальше — больше. Шура приютила сиротку Панну, потом в семье появился маленький Тимофей, за ним — Валя: почти незрячая двухлетняя сиротка из детского дома, которую Шура просто не смогла оставить на попечение государства...
Удивительно: как хватало у этой девушки сил и энергии, чтобы всех обогреть, накормить, воспитать? Самые слабые, болезненные и запущенные дети находили в ее семье любовь и ласку, выправлялись, становились веселыми и сильными.
Если бы еще не война... Вторая мировая забрала у Александры и Емельяна сына Тимофея. А сколько эта война оставила сирот! Шура не могла пройти мимо людской трагедии — в ее доме появлялись все новые и новые дети... Сбежавшие из детдома, потерявшиеся во время эвакуации, дети-блокадники, подкидыши... Всем находилось место и в доме, и в сердце.
Пришла Победа. Деревские с 29 детьми переехали на Украину — в Сумскую область, село Ромны. Все больше детей, все меньше сил и здоровья... Емельян сломался — не выдержав такой жизни, оставил семью, хоть и продолжал помогать материально. А Шура стала болеть. Воспользовавшись непростой ситуацией, в дом Александры Деревской зачастили всевозможные комиссии — государство решило отобрать детей у одинокой больной матери. Некоторых так и увезли — неизвестно в какие интернаты и детдома. Несмотря ни на что, умирала Александра счастливой — в окружении любящих выросших детей. И завещала им всегда заботиться друг о друге.
Героиня с бомбой
Не всегда высокую награду получали действительно достойные женщины. История Нинели Овечкиной и ее 11 детей еще долго будет будоражить умы и сердца.
Пассажиры Ту-154, летевшего 8 марта 1988 года из Иркутска в Ленинград, и не подозревали, что станут жертвами преступного семейства. Да никому и в голову бы не пришло думать плохо о такой образцовой семье! Дети — одаренные музыканты, играющие в семейном ансамбле «Семь Симеонов», давно стали героями множества статей и телепередач.
Но им так хотелось большего... Принять нелегкое решение подстегнули гастроли в Японии, где талантливому семейству был предложен выгодный контракт. Овечкины во главе с матерью стали разрабатывать план побега из Советского Союза. Было решено угнать самолет. С собой музыканты взяли несколько самодельных бомб и обрезов.
Попытка угона сначала шла как по маслу: держа под прицелом пассажиров, преступники заставили пилотов лететь в Финляндию. Но когда они поняли, что на борт во время дозаправки проникли бойцы спецназа, Овечкины взорвали бомбу. Самолет загорелся... Мать-преступница приняла решение: она приказала старшему сыну застрелить ее и остальных братьев, а затем застрелиться самому. План частично был выполнен: большинство Овечкиных погибло.
Погибла также бортпроводница Тамара Жаркая и трое пассажиров. Остальных спасли военные.
После распада СССР орден «Мать-героиня» не вручался. Всего, начиная с 1944 и заканчивая 1991 годом, почетное звание в Советском Союзе получили около полумиллиона женщин.