Полагаю, уже всем и каждому очевидно: наша страна живет в совершенно новой экономической реальности. Всем сферам человеческой жизни так или иначе приходится подстраиваться под изменившиеся условия существования.
Особенно сложно в этом плане приходится бизнесу: в наши дни российскому предпринимателю приходится скрупулезно выискивать всевозможные пути для того, чтобы не просто удержать свою компанию на плаву, но и обеспечить ее рост. В первую очередь это касается промышленной отрасли. Сегодня мы поговорили с основателем и главой компании «Генерация», который с успехом отвечает на эти вызовы, Андреем Кононовым. Его предприятие занимается производством уникального материала НДМВ. В интервью нашему изданию бизнесмен рассказал, каким образом он пришел к решению об открытии такого производства и с какими трудностями ему приходится сталкиваться.
— Андрей, расскажите, пожалуйста, простыми словами: что такое НДМВ, и в чем его уникальность и ценность?
— НДМВ расшифровывается как наполнитель дисперсный, модифицированный вольфрамом. Простыми словами здесь объяснить будет сложновато, но я все же попробую. Это серый сыпучий порошок, состоит он из полых частиц микростеклосфер — это по сути мельчайшие полые стеклянные шарики. Применение их очень широко, от лакокрасочной до нефтяной промышленности. Уникальность НДМВ в том, что на эти самые шарики нанесен слой вольфрама. Рабочая температура наполнителя — от минус 60 до плюс 200 градусов по Цельсию. Используется он в производстве композитных материалов — это материалы, которые синтезируются из двух и более компонентов, существенно различающихся по своим физико-химическим свойствам, и в результате обладающие совершенно уникальными показателями.
— Вроде бы объяснили простыми словами, но само по себе звучит очень сложно. Почему вы занялись именно этим? У вас соответствующее образование?
— Вовсе нет. Образования у меня два, первое — экономическое, которое я получил в УГТУ-УПИ по направлению «Финансы и кредит», второе — юридическое, по направлению «Гражданское право», диплом Уральского университета управления, экономики и права. И, разумеется, сначала я работал по экономической специальности, в НПО автоматики имени Академика Н.А. Семихатова. Эта работа мне очень многое дала относительно понимания того, что такое менеджмент, финансы, бизнес.
— Именно так вы и решили открыть собственное дело?
— Да, в 2010 году я учредил компанию «ЯВИАР», где мы занимались автоматизацией бизнес-процессов и промышленного оборудования. Стало ясно, что будущее бизнеса — за цифровизацией. Через три года я основал ООО «Генерация». В ней мы разрабатывали приборы управления напряжением для генераторов, занимались этим мы довольно долго, семь лет. И к 2020 году решили сменить направление, занявшись производством высокотехнологичных материалов.
— Так каким же образом к вам пришла именно эта идея?
— Если я вам расскажу, то Америки не открою. Производство НДМВ мы начинали с нуля. Когда вы начинаете какой-либо бизнес с нуля, то прежде всего необходимо определить нишу, в которой существует потребность в чем бы то ни было. Идти именно туда, где люди в вас заинтересованы, где есть спрос на ваш продукт. Мы провели анализ рынка, оценили нишу, изучили технологии по созданию товара, который однозначно будут покупать. В этом плане нам было проще, ведь это B2B, и мы четко понимали: в нашем деле не нужно иметь много менеджеров, которые бы звонили всем и предлагали продукт. Кто наш клиент и каковы его потребности, нам прекрасно известно.
После того, как мы все это завершили, началась стадия проектирования, подбор сотрудников. Нужно четко понимать, что необходимо делать полностью самому под жестким контролем, а что можно отдать на аутсорс, возможно, что-то продублировать. Если вкратце: за собственником должно остаться самое маржинальное, а также то, что отвечает за ключевую потребность заказчика. То, что наименее маржинально — отдается на аутсорс.
Вслед за проектированием идет административная часть, организация работы кадров, работы с заказчиками. Знаете, бывает, приходишь в автосалон, и к тебе тут же подходят и спрашивают: «Чем я могу вам помочь?» — в B2B работа идет в том же ключе, только если в магазинах подобное поведение лишь отталкивает, то в нашей сфере очень даже наоборот.
В итоге к настоящему моменту у «Генерации» заключено контрактов суммарно на 6 миллионов долларов. Численность наших сотрудников — всего 12 человек, то есть мы являемся субъектом малого бизнеса. Полагаю, что для малого бизнеса это неплохой показатель.
— С какими сложностями вы столкнулись в новой экономической реальности?
— Это все те же пресловутые вопросы, касаемые производства материалов и сегментирования рынка продаж. Есть же определенные внешние ограничения, в результате которых, например, мы не можем организовать продажу материалов, пользующихся спросом за рубежом, от лица российских компаний. Это весьма крупная проблема, которая очень сильно бьет по процессам производства продукции, по маржинальности. Приходится выбирать, на какой рынок ты работаешь: физически невозможно по одной бизнес-схеме делать товары для России и на экспорт. Приходится рассматривать различные варианты.
— Понятно, это внешние проблемы. А что насчет внутренних?
— Их тоже хватает. И первая из них, по моему глубокому убеждению — советское наследие. Советское образование, которое некоторые до сих пор, то ли искренне, то ли из популистских соображений, называют «лучшим в мире», давным-давно себя изжило. И если в 2023 году мы будем ориентироваться на его наследие, то ничего хорошего нас не ожидает, уж поверьте. И это касается любой сферы — промышленность, политика, экономика, везде мы будем только проигрывать. По факту надо все создавать заново.
Есть и еще заметная проблема — методы стимулирования со стороны государства вроде ипотек, субсидирований и помощи при закупках. Само по себе это все, конечно, очень хорошо, но при этом государство накладывает очень большие ограничения на бизнес касаемо отчетности и планов. В итоге предприниматели зачастую просто не хотят такой помощи.
Наконец, можно сказать о проблеме с производством оборудования, с циклами его производства, которые занимают очень долгий срок даже в компаниях, для которых это основной профиль. Производить оборудование год или даже полгода — это очень неприятная история.
А самая большая на сегодняшний день проблема является следствием той, что я назвал в первую очередь: современные люди совершенно естественным образом противятся развитию по законам классического советского общества. Человек заканчивает институт и даже не знает, куда хочет пойти работать. Ну какую по качеству физическую продукцию может выполнить работник, который не знает, чего хочет от жизни? Сотрудник с высшим образованием, который работает технологом или даже повыше, фактически профнепригоден. Раньше так, конечно, тоже было, но сейчас с этим просто катастрофа: химия, физика, электроника — это области, в которых люди из вуза должны уже выходить специалистами, а на деле их приходится учить, других вариантов у бизнеса нет. Порушено даже среднее техническое образование. И позволить себе, скажем, открыть кафедру для обучения сотрудников, могут только большие предприятия.
— Что же вы можете в таком случае посоветовать молодым специалистам?
— Самообразование, в первую очередь. Необходимо постоянно развиваться и следить за новыми веяниями, отставать сейчас нельзя ни на шаг, очень велик риск потом не догнать.
Анна Попова