Небоевой подвиг генерала Шапошникова
В 1962 году генерал Матвей Шапошников отказался выдвинуть танки против взбунтовавшихся жителей Новочеркасска. Решение военного сохранило тысячи жизней, но стоило ему военной и политической карьеры.
Красный командир
Матвей Шапошников появился на свет 29 ноября 1906 года в слободе Алексеевке Воронежской губернии (ныне город Белгородской области). Семья была крестьянской, и поначалу ни о какой военной карьере речи не шло. Но и в родных краях Матвей оставаться не захотел.
Окончив семилетку, он подался в на Украину и устроился в Криворожское рудное управление на должность бутовщика – то есть занимался укреплением штреков и штолен. За четыре года дорос до забойщика.
Возможно, он стал бы знатным шахтером, но в 1928 году на предприятие пожаловал комиссар Одесской военной пехотной школы – агитировать мужчин идти в армию. Шапошников настолько впечатлился выступлением комиссара, что подал документы в эту школу, которую окончил с отличием.
Уже в 1932 году Шапошников оканчивает курсы при Военной академии механизации и моторизации РККА и назначается командиром танковой роты.
Матвей Кузьмич не только рос по службе, но и постоянно учился. Перед Великой Отечественной он окончил Военную академию им. Фрунзе. Понятно, что главные «университеты» красный командир проходил, как многие военные той поры, прямо на поле боя. Шапошников участвовал в советско-финской войне, а с первых дней Великой Отечественной он попадает в огонь крупных танковых сражений, в том числе под Сталинградом.
Золотую звезду Героя Советского Союза полковник Шапошников получил за подвиг в битве за Днепр. Мотострелковый батальон под его командованием смог форсировать реку, обеспечил переправу бригаде и дал возможность перебраться на другой берег остальным частям. Этот успех сыграл очень заметную роль в захвате знаменитого Букринского плацдарма.
Войну Шапошников, уже в звании генерал-майора, завершил в Австрийских Альпах. Он – участник Парада Победы 24 июня 1945 года.
В 1960 году Шапошников был назначен первым заместителем командующего войсками Северо-Кавказского военного округа. Казалось бы, уже ничто не могло потревожить жизнь и карьеру славного боевого командира. Но впереди Шапошникова ждало страшное испытание – когда ему отдали приказ стрелять в собственных сограждан. Это произошло в начале июня 1962 года.
«Жрите пирожки с ливером»
Своеобразная, мягко говоря, политика тогдашнего руководителя Советского Союза Хрущева привела к тому, что в СССР стало остро не хватать мяса, молока и других необходимых продуктов. Первого июня 1962 года было принято решение правительства утроить цены на товары, которые люди покупают каждый день, чтобы накормить семью.
Вряд ли это подорожание понравилось кому-то из граждан СССР, но народные волнения произошли только в Новочеркасске. Почему? Виной тому стала цепь случайных совпадений.
В это же время, в самом конце мая, руководство Новочеркасского электровозостроительного завода решает увеличить нормы выработки на треть, тем самым значительно обесценив зарплату. А завод был, что называется, градообразующим.
Большая часть жителей работала там, и устроиться на какую-то еще достойную работу возможностей практически не было. Ошарашенные двумя такими новостями буквально в один день, 1 июня рабочие устроили забастовку, и завод остановился.
Директор завода на вопрос рабочих «На что нам жить дальше?», краем глаза углядев торговку с пирожками, сострил: «Не хватает денег на мясо – жрите пирожки с ливером». После столь «конструктивного» диалога ситуация в Новочеркасске стала неуправляемой.
В Москву полетели телеграммы, в которых сообщали о событиях на электровозостроительном заводе. Вот только информация была изложена не совсем точно. Центр «прочитал» о том, что в городе начался антисоветский мятеж, а руководят им непосредственно с территории предприятия.
Злой рок
Долгие годы СССР готовился к отражению внешней агрессии, поэтому страна располагала огромной и хорошо вооруженной армией. Но при этом в советском государстве практически не было силовых структур для усмирения собственных граждан. Конечно, были КГБ и структура МВД. Но первые действовали адресно – арестовывали смутьянов и недовольных в собственных квартирах. Структура же МВД занималась уголовными преступлениями. ОМОНа, СОБРа или какой-то другой силы, способной грамотно и без жертв разогнать стихийный митинг, в СССР просто не имелось.
После сообщений о массовых волнениях в Новочеркасске и количестве недовольных стало понятно, что справиться с мятежом силами милиции и местного отделения КГБ не получится. Было принято решение ввести в город войска.
Все гарнизоны вблизи Новочеркасска были подняты по тревоге. За ночь без каких-либо жертв солдатам удалось рассеять недовольных. Большая часть рабочих отправилась по домам. Войска взяли под контроль почту, телеграф, здание горисполкома, центральную городскую площадь и отделения банка, из города были вывезены все деньги и ценности.
Но некоторые мятежники сдаваться не собирались.
Тогда солдатам был отдан приказ открыть огонь - сначала выше голов людей. Но и тут вмешался злой рок. Несколько детей, чтобы лучше видеть происходящее, залезли на деревья. Когда солдаты открыли огонь поверху, рой пуль угодил как раз в кроны этих деревьев. Мальчишки, которые сидели на ветках, были убиты. Толпа взорвалась проклятиями, а один из офицеров, который отдавал приказ открыть огонь, убил себя перед строем солдат.
Толпа хлынула на строй военных, и те открыли огонь уже по людям. Стрельба велась из скорострельного автоматического оружия, поэтому пострадавших было сотни. По официальным данным, за два дня погибли 26 человек, 87 получили ранения. Однако сведения о тех событиях до сих пор засекречены.
Солдат, но не палач
Количество жертв в Новочеркасске могло быть значительно больше. Утром 2 июня стихийная демонстрация с красными флагами и портретами Ленина собралась у проходной электровозостроительного завода и двинулась в сторону площади, где находилось здание городской администрации. Путь колонны «мятежников» проходил по мосту через реку Тузлов.
Блокировать проход людей по мосту должно было танковое подразделение под командованием генерала Матвея Шапошникова. При приближении колонны командующий Северокавказского военного округа генерал Исса Плиев приказал Шапошникову двинуть подчиненные ему танки на демонстрантов. Но генерал отказался, сказав: «Не вижу перед собой такого противника, которого следовало бы атаковать танками».
Это был не единственный подвиг генерала Шапошникова в Новочеркасске. Когда войска были подняты по боевой тревоге и прибыли в мятежный город, Шапошников приказал солдатам разрядить оружие и сдать боеприпасы командирам, боекомплект был изъят и из танков. Эти простые меры позволили избежать значительных жертв со стороны гражданского населения.
Спустя десятилетия журналисты спрашивали у Матвея Шапошникова, что было бы, исполни он приказ. «Жертв было бы тысячи», - ответил боевой генерал.
Шапошников пытался предать гласности события июня 1961 года. Он отправил на адреса известных советских писателей, а также в некоторые организации и учебные заведения шесть писем, в которых подробно рассказывал о трагедии в Новочеркасске. Понятно, что ни одно из них не было опубликовано.
Отказ исполнять приказ Матвею Кузьмичу не простили. В 1966 году он был уволен из армии, а в январе 1967 года его исключили из КПСС, что фактически ставило крест на его дальнейшей карьере. В августе 1967 года КГБ возбудило против военного уголовное дело: его обвиняли в антисоветской пропаганде. Но до суда дело не дошло, расследование было прекращено в виду боевых заслуг Шапошникова во время Великой отечественной войны.
Реабилитирован генерал Шапошников был лишь в 1988 году. В декабре того же года генерала восстановили в партии. Окончательно реабилитирован военный был в 1989 году решением Главной военной прокуратуры. Матвей Кузьмич Шапошников умер в Ростове-на-Дону 28 июня 1994 года.