В короткой жизни Розы было очень много борьбы и совсем чуть-чуть - личного счастья
Одной из самых легендарных и при этом неизвестных женщин в истории стала Розалия Люксембург – уроженка Российской империи, убитая германскими властями в Берлине. Любопытно, что судьба ее ближайшей подруги Клары Цеткин сложилась зеркально: родившись в Саксонии, она скончалась в Архангельском под Москвой. Но жизнь Розы была и короче, и трагичнее: она родилась на 14 лет позже Клары и погибла на 14 лет раньше.
Довела даже Энгельса
Девочка из мирной еврейской семьи, она выросла на территории Польши, окончила гимназию в Варшаве. Типично для тех лет – блестящая ученица и ярая оппозиционерка. Уже в возрасте 18 лет была вынуждена эмигрировать в Швейцарию за участие в подпольной организации «Пролетариат». О эта бесконечная любовь к пролетариату со стороны людей, никогда не работавших руками!
Почтенный коммерсант Элиаш Люксембург, торговавший лесом, был крайне недоволен эскападами младшей дочери: не этому ее учили дома и в гимназии! Но помогать не переставал: юная эмигрантка продолжила обучение в престижном Цюрихском университете.
Девять лет прожила она в Швейцарии, стала доктором права, активно интриговала за польских коммунистов против польских социалистов, писала сотни статей и писем – в общем, вела типичную для того времени жизнь так и не повзрослевшей курсистки. Ее бурная энергия раздражала даже престарелого Фридриха Энгельса, чьей пламенной поклонницей была наша революционерка.
Выйти замуж за Германию
Российская империя, в которую тогда входила Польша, стояла стеной, и было совершенно непонятно, каким образом смогут ее подточить завсегдатаи цюрихских кофеен – особенно если учесть, что с особенным усердием они бросались экскрементами друг в друга.
Достаточно посмотреть труды еще одного швейцарского страдальца Владимира Ленина – куда больше его работ посвящено спорам с товарищами социалистами и коммунистами (чаще всего в весьма нетоварищеском тоне), чем обличению буржуазных и националистических идей.
Но Люксембург Ленина не дождалась – он появится на Альпах только в 1900 году, а она за два года до этого, в возрасте 27 лет, вышла замуж за некоего Густава Любека – этнического поляка, сына ее швейцарских друзей. Густав уже стал к тому времени германским подданным, а значит, мог обеспечить гражданство и для жены.
Брак этот считается фиктивным: есть предположение, что после церемонии «влюбленные» больше никогда и не виделись; очень скоро последовал развод. Зато Роза смогла переехать на родину мирового коммунизма – в Германию. Лучше бы она этого не делала…
Клара и Роза
В Германии Розалия оказалась в эпицентре марксистской тусовки; очень быстро она сблизилась с Кларой Цеткин. Правда, эта дружба не была безоблачной: в 1907 году 36-летняя Роза соблазнила Константина Цеткина – сына Клары, который был на 14 лет моложе своей любовницы.
Их роман был полной неожиданностью для Клары, хотя едва ли она читала Розе морали: сама Цеткин была тогда замужем за человеком на 18 лет ее моложе – Георг Фридрих Цундель, наследник богатого рода, художник и фантазер, полностью разделял стремление своей жены осчастливить пролетариат.
Интересно, что как раз в 1907 году в доме Георга Фридриха останавливался Владимир Ульянов-Ленин – преемственность продолжалась, призраки коммунизма бродили примерно по одним и тем же точкам Европы.
Но из всех этих эмигрантских болтунов только Ленин оказался способен на решительные действия, только он перешел от речей на митингах (Роза Люксембург отсидела около четырех лет именно за «участие в несанкционированных акциях») к делу – и «из искры возгорелось пламя». Постаревшие, но не утратившие боевого задора соратники Ильича ринулись устраивать революции по всей Восточной и Центральной Европе – разве что старушку Швейцарию не трогали, мало ли, вновь пригодится для эмиграции.
Труп в канаве
В 1918 году Роза Люксембург освободилась из тюрьмы и немедленно ввязалась в самое пекло борьбы – страна катилась к поражению в войне, монархия выглядела обреченной, Советская Россия отпустила с миром Финляндию, Украину и родную для Розы Польшу… Смутные были дни, страшные и веселые.
Люксембург не считала возможным рабочее выступление в Германии, она трезво оценивала шансы; более того, Роза отнюдь не была в восторге от «диктатуры кучки политиканов» в России. Но эхо русских событий металось над страной, побуждая подпольщиков действовать.
Обнищание и начало голода облегчали вербовку того самого пролетариата, за который Люксембург и Ленин страдали в Швейцарии. И когда в январе 1919 года берлинские рабочие попытались захватить власть, коммунисты оказались вынуждены скрепя сердце их поддержать – слово «честь» не было для лидеров партии пустым звуком (вспомним на контрасте КПРФ, которая просто самоустранилась от событий 1993 года в Москве).
Опытные теоретики Карл Либкнехт и Роза Люксембург попытались на практике возглавить стихийное движение – и поплатились за это жизнью. Их арестовали, избили прикладами и застрелили без суда.
Тело Розы (предположительно) нашли в канале через 16 дней после убийства. Она прожила 47 лет. Основала «Союз Спартака» и Коммунистическую партию Германии, участвовала в создании и работе II Интернационала, который незадолго до смерти «похоронила» в яркой статье. А вот никакой феминисткой или эмансипанткой, в отличие от Цеткин, Люксембург не была: коммунизм во всем мире уже подразумевал равенство полов, и отдельно бороться за это Роза не собиралась.
Пассионарии сгорают на огне этого мира, разжигая его еще больше своими жизнями…