Авторитет 90-х: как Япончик стал вором в законе

Вячеслав Иваньков. Фото: ru.wikipedia.org

Как неудавшийся воздушный гимнаст стал коронованным вором в законе

В 1950-х годах в Московском эстрадно-цирковом училище тонкости воздушной гимнастики осваивал студент, которого звали Слава Иваньков. Одаренный юноша делал впечатляющие успехи в учебе, успевая всерьез заниматься боксом и борьбой.

Мало кто знал, что в перерывах между тренировками он промышлял мелким воровством. И уж точно никто не мог даже предположить, что через несколько десятилетий он возглавит русскую мафию в Нью-Йорке, войдет в историю под кличкой, взятой в честь легендарного одесского вора, а его похороны будут освещать крупнейшие отечественные и мировые СМИ.

Удобный диагноз

Официальная биография Вячеслава Иванькова совершенно невинна - после травмы работал слесарем комбината бытового обслуживания, был фотолаборантом, тренером в спортшколе, затем стал товароведом на овощебазе. К пенсии увлекся рыбалкой, писал стихи, детские сказки, работал над мемуарами.

На деле же Иваньков посвятил жизнь не прозябанию на овощебазе и даже не литературному творчеству, а ремеслу вора, которое вознесло его на самые вершины криминального мира.

Считается, что впервые он был задержан и доставлен в милицию за попытку карманной кражи в 1965 году. Иваньков оказал служителям закона отчаянное сопротивление, причем неистовствовал так, что следователи решили отправить буйного оппонента в больницу имени Кащенко на стационарную психиатрическую экспертизу.

Там-то врачи и пришли к выводу, что Иваньков страдает шизофренией - таким образом сказалась травма, полученная им при падении с трапеции во время учебы. Медики были уверены, что кражу он совершил, не осознавая своих действий, так сказать, в полном забытьи, и рекомендовали принудительное лечение.

Бывший циркач, узнав о вердикте, сбежал с «Канатчиковой дачи» и умудрился сдать экстерном экзамены за 9-й и 10-й классы средней школы, не попавшись на глаза милиции.

Впоследствии Иваньков не раз доставлялся в психбольницу, но неизменно сбегал. Диагноз позволял ему не беспокоиться об ответственности за мелкие приключения еще почти десять лет.

Монгол породил Япончика

В конце 1960-х годов в Москве действовала крупная банда, члены которой, выдавая себя за ОБХСС, обирали цеховиков, спекулянтов, антикваров и прочих подпольных богачей.

В банду, которую возглавлял особо опасный рецидивист Геннадий Карьков по кличке Монгол, входили больше тридцати человек. Среди них подвизалось «молодое дарование» Вячеслав Иваньков.

Монгол приблизил к себе бывшего боксера, одарил кличкой Япончик (в честь  описанного Исааком Бабелем Мишки Япончика) и обучил тонкостям экспроприации нетрудовых доходов.

Когда МУР разгромил банду Монгола, Япончику удалось избежать тюрьмы - выручил психиатрический диагноз.

Вскоре он сколотил собственный «ансамбль» и двинулся по проложенной бывшим боссом колее. Строптивых жертв вывозили в лес и подвергали изощренным пыткам, заставляя выдавать ценности и деньги. Банда промышляла по всему Советскому Союзу, и повсюду оставляла за собой трупы.

В марте 1974 года Япончик был задержан после стычки с грузинскими ворами в московском ресторане «Русь», где был убит человек. При обыске у него нашли липовый паспорт и такое же фальшивое шоферское удостоверение. Задержанного снова отправили на экспертизу - в Институт им. Сербского. Но на этот раз психиатры пришли к выводу, что Вячеслав Иваньков не страдает никаким душевным заболеванием, а его заявления о преследовании следует воспринимать как симуляцию.

Спустя восемь месяцев после задержания Япончик был приговорен к семи месяцам лишения свободы за использование поддельных документов и был освобожден из-под стражи в зале суда в связи с фактическим отбытием наказания. Незадолго до освобождения, в СИЗО, он был коронован ворами, в числе которых был его «крестный» в бандитском мире - Монгол.

Характеристика на осужденного Иванькова В.К., 23.10.1986, Иркутская область, СТ-2 тюрьма

На путь исправления не встал

Новоявленный вор в законе быстро набирал авторитет в криминальном мире. Коллег по ремеслу он впечатлял своим умением уходить от ответственности.

За Япончиком гонялись не только сотрудники угрозыска, но и КГБ, однако его причастность к тяжким преступлениям довольно долго не удавалось доказать, и надолго за решеткой талантливый бандит не задерживался.

Только в 1981 году Иваньков получил серьезный срок - его приговорили к 14 годам лишения свободы за разбой, незаконное хранение оружия и подделку документов. В суде вора в законе защищал знаменитый адвокат Генрих Падва.

В характеристике, данной сотрудниками иркутской колонии строгого режима, отмечается, что Иваньков Вячеслав Кириллович «за время отбытия меры уголовного наказания характеризуется отрицательно. Поддерживает категорию лиц из числа осужденных, склонных к потенциальному нарушения режима содержания, склонен к неповиновению администрации. По характеру вспыльчивый, в беседе склонен к обману, на мероприятия политико-воспитательного характера реагирует слабо. Социальную опасность и тяжесть своего преступления не осознает и не стремится хорошим поведением искупить вину перед обществом. На путь исправления не встал».

Известно, что за время пребывания в колонии Япончик 58 раз нарушал режим, 35 раз попадал в штрафной изолятор и карцер. Дважды он получил дополнительные сроки - за нападения на сотрудников исправительного учреждения и другого заключенного.

Из воров - в судьи

В конце 1980-х в СССР началась масштабная кампания за освобождения Иванькова. За него ходатайствовали многие знаменитости, в том числе Иосиф Кобзон, Александр Розенбаум, Святослав Федоров, диссидент Сергей Ковалев.

В 1991 году судебная коллегия Верховного суда РСФСР смягчила наказание, и Япончик вышел на свободу, оказавшись в совершенно новой для себя стране.

На родине, где в 1990-е бандиты были в моде и в силе, Япончик не задержался. Он уехал в Германию, а затем, как сотрудник студии Ролана Быкова, перебрался в США. Фиктивный брак позволил ему обосноваться в Нью-Йорке.

На берегах Гудзона Япончик собрал бригаду из 250 бывших спортсменов и военных, занимался рэкетом, выступал в качестве посредника между криминалитетом и коммерсантами. Ему принадлежали рестораны, магазины, недвижимость в нескольких штатах. Западная пресса утверждала, что вор в законе фактически возглавил русскую мафию в Нью-Йорке.

Вячеслав Иваньков успел отметиться в особо охраняемой федеральной тюрьме «Алленвуд» в Пенсильвании, был депортирован в Россию и оправдан коллегией присяжных.

После освобождения он уверял, что собирается посвятить жизнь рыбной ловле и отстраниться от криминальных разборок. Однако, вернувшись за границу, он все же выступал в качестве «третейского судьи» и брал на себя урегулирование конфликтов между криминальными кланами.

В июле 2009 года Япончик приехал в Россию, чтобы «по справедливости» решить вопрос о распределении контроля над игорным бизнесом в московском регионе.

На выходе из ресторана «Тайский слон» он был ранен снайпером и спустя два с половиной месяца скончался. Автобиографическая книга, которую бывший циркач и спортсмен не успел написать, имела название «Против ветра». Любые попытки найти ее в интернете приводят на мошеннические сайты.