Большие Желтоухи - родина попрошаек

В Калужской области есть деревушка, где все жители просили милостыню
ТИХАЯ ДЕРЕВНЯ: на улицах не души

ТИХАЯ ДЕРЕВНЯ: на улицах не души

Москва всегда славилась огромным количеством профессиональных нищих. Каждый день в метро, электричках, переходах, на рынках и даже у сверкающих витрин дорогих бутиков мы слышим их жалобные речи. И подаем, отлично понимая, что перед нами "профи". А как не подать, если человек классно работает и рад любому вознаграждению за свой нелегкий труд? Заключается же он в умении правильно разговаривать или, как говорят сами попрошайки "якуталить". Поэтому, к слову, они и именуются якуталами. Недалеко от города Кирова Калужской области есть деревенька Желтоуха, построенная исключительно на подаяния. Наш корреспондент решил наведаться в нее и выяснить, кто и чем сейчас там живет.

Когда-то очень давно, еще во времена императрицы Екатерины, здесь был сильный пожар. Сгорела большая часть домов. Жители поселка решили проехать по России - попросить помощи. Собрали таким способом много всякого добра, зерна и денег. А на следующий год с той же историей многие вновь отправились "на заработки". Так появилось якутальство. Через некоторое время жить в деревне стали зажиточно, накупили себе больших желто-оранжевых лисьих шапок с большими ушами. Завидев кого-нибудь из якуталов зимой, жители соседних поселков стали говорить: "Вон, смотрите, желтоух идет!" Так и пристало название Желтоухи к деревеньке, у которой прежде даже названия не было. Потом к попрошайническому промыслу присоединились посторонние люди, и рядом с Большими, в трех километрах, появились Малые Желтоухи. Эту историю рассказал мне Виктор Константинович Филькоф - управляющий Желтоуховского сельсовета.

Виктор ФИЛЬКОФ

Виктор ФИЛЬКОФ

Якутальских поселков всего три, живут в них 232 человека. И хотя селения отстраивались после войны на подаяния россиян, выглядят они очень неплохо: крепкие кирпичные дома, в каждом - водопровод. По сравнению с деревенскими жителями других регионов страны якуталы и нынче не бедствуют: в прошлом году в большинство домов провели газ.

Разговаривая, мы зашли в дом к Зинаиде Васильевне Антиповой - самому образованному человеку среди старожилов. Она 55 лет отработала в Больших Желтоухах учительницей:

- В советское время якутальство вновь поднялось - году в 43-м. Тогда сразу после посевной якуталить уезжала половина деревни. Я-то в школе работала, не могла побираться. А народ вот так себе жизнь устраивал. В деревне ремесло передавали из поколения в поколение. Особенно муштровали девушек: если молодая не умела побираться, то рисковала не выйти замуж. Зато сейчас у кого ни спроси - дети только в городах. Учатся, работают в Москве или Ленинграде. А может, кто-то из них и промышляет нищенством, но об этом не то что вам - мне никто не расскажет: старожилы гордятся тем, что их дети и внуки, наконец, "вышли в люди".

Печатали справки под веничек в баньке

Зинаида АНТИПОВА

Зинаида АНТИПОВА

- После войны председатели здешних колхозов отпускали якуталов на заработки, - продолжил рассказ Виктор Константинович. - Денег колхозникам тогда не платили, а как-то надо было жить и строиться. На руки каждому уезжающему выдавалась справка о том, что такой-то командирован колхозом. Позже, когда начали платить деньги, председатели запретили эти "командировки". Но местный люд и не думал подчиняться. Старые "якуталы" позвали начальника в баню. И пока одни его парили, другие в предбаннике вытащили из кармана печать, которую он всегда с собой носил, и проштамповали чистую общую тетрадь. Надолго потом всем хватило этих "бланков"! Естественно, в нашем селе никто даже минимум положенных трудодней не выполнял.

Лишь к середине 50-х распоряжением парткома решили заставить якуталов работать: для женщин специально построили цех по изготовлению кружев, а для мужчин - пилораму. Власть старалась, но еще долго не могла искоренить якутальство. И массовым оно оставалось вплоть до 80-х.

Милиционеры подавали помногу

Николай Федорович Казанов, как и многие местные жители, участвовал в войне, потом и ему пришлось якуталить.

- Начинал из-за бедности и очень стеснялся, - говорит Николай Федорович. - До меня в семье никто не побирался. Потом, конечно, привык деньги не зарабатывать, а просто выпрашивать. Вообще после войны якуталили больше женщины, выпрашивая в основном одежду, деньги. А вот до нее - мужики. Уезжая в город "на заработки", они договаривались о встрече в назначенном месте через неделю. За это время каждый набирал примерно по повозке зерна. Встретятся они, значит, продадут это зерно и весело гуляют дня два. А потом снова по деревням. Конечно, и домой что-то привозили, но больше пропивали.

Николай КАЗАНОВ

Николай КАЗАНОВ

- А что я тебе все буду просто так-то рассказывать? Давай пять тыщ! - начала было якуталить Антонина Андреевна Простякова. - Чего смеешься? Мне же надо на жизнь зарабатывать. Я уже немолодая, ездить в Москву не по силам. А прежде я ходила побираться даже после того, как вышла замуж. Второго марта родила дочь, а уже в конце июня я завернула ее в марлю и "пошла по миру". Она у меня больная грыжей была, кричала сильно. Люди жалели ее, подавали. Потом мне какая-то бабка ее вылечила заговором. Спасибо ей большое. Я очень хотела дочь вылечить, а другие наоборот: специально пощипывали детей, чтобы те громче кричали. Обычно мы на вокзалах попрошайничали, даже у милиционеров совсем не боялись просить. И, верите, они хорошо подавали. Бывало, подойдешь, начнешь причитать. А милиционер сначала строго так документы спросит, а потом историю всю послушает и копеек 50 даст. Считай, две буханки хлеба.

Жулик - почетное звание

Антонина ПРОСТЯКОВА

Антонина ПРОСТЯКОВА

- Был у нас настоящий мастер, - вспоминает Антонина Андреевна, - звали его все Жулик. Это в похвалу за умелое жульничество и красивый обман так величали. Помер он в прошлом году. Только на похоронах полное имя и вспомнили - Иван Алексеевич** Лукин. Работал он в паре с мальчиком. Они ездили в Одессу, "встречали корабли". Он заранее узнавал, какой корабль когда возвращается из плавания, и где обычно гуляют по прибытии его моряки. В этот день Жулик надевал свою парадную форму и заходил в ресторан вместе с морскими офицерами. После нескольких пропущенных ими рюмок водки в ресторан "случайно" заходил ребенок и рассказывал "ужасную историю своей жизни". Жулик щедро подавал пацаненку: "Да неужели мы, морские офицеры, позволим детям пропадать с голода?! Я первый тебе помогу! Держи, сынок!" Давал при этом рублей 100. Захмелевшие, расслабленные после долгого похода моряки, стараясь переплюнуть друг друга, раскошеливались на немалые суммы. А минут через пять Жулик с ребенком встречались за углом и шли в следующий ресторан.

Круговая порука

Когда я спросил о самой забавной "разводке", услышал историю про пилу. Клевали на нее многие, много лет и во многих городах. Интеллигентно одетый якутал поднимался, скажем, в каком-нибудь зажиточном районе Москвы на шестой этаж и предлагал горожанину купить огромную двуручную пилу: "Помогите, люди добрые, остался без денег, не могу вернуться в свою деревню! Купите, пожалуйста, пилу". Люди, конечно, говорили, что пила им не нужна, и просто давали денег. За день собрать удавалось гораздо больше, чем на проезд от Москвы до Больших Желтоухов.

Якуталы - народ особенный. У них даже язык свой есть. Чем-то он мне напомнил украинский, но тот я хотя бы чуть понимаю. А этот, говорят, и появился для того, чтобы никто не понимал. Даже блатные. И можно было переговариваться при посторонних о том, как лучше их обмануть. К примеру, одно из самых известных нам слов - "коцать" - имеет, оказывается, якутальские корни и означает "бить". Но разве бы вы догадались, что "зоб и кубася" - это щедро подавшие хозяин и хозяйка.

Жители окрестных деревень утверждают: якуталы никогда не сдают своих. Даже если видели, что сосед что-то у кого-то украл, не скажут о том даже своим. И так во всем. Такая вот порука.

Роман НОВОЛОКИН

Редакция "Экспресс газеты" выражает благодарность Валерию Ивановичу Кошелеву за помощь в подготовке этого материала.

Комментарий специалиста

Елена Алексеевна Петрова**, заведующая кафедрой социальной педагогики Московского государственного социального университета:

- Почему мы подаем? Бессознательно большинство людей стремится к тому, чтобы окружающие положительно оценивали их поведение. А проявление отзывчивости и доброты редко остается совсем незамеченными: ведь хотя бы тот человек, которому вы подали, словом или взглядом вас поблагодарит. Вторая категория людей подает милостыню искренне. Просто потому, что этого требуют чувства, которые человек испытывает при виде рваной одежды на ребенке или стоящей на коленях старушки. Какое влияние оказывает якутальство на общество? Думаю, не очень большое. Есть много других ситуаций, когда от нас требуются сострадание и отзывчивость, но мы их не проявляем - единицы способны, например, взять на воспитание беспризорника или отдать часть своих денег на решение этой проблемы.

Ликбез

По информации сайта ГРАМОТА.РУ слово "якуталы" произошло от диалектного "якуталить" - попрошайничать. А его происхождение, возможно, связано с диалектным "якунить" - ходить на промысел, охотиться. Получается, что якуты и якуталы - однокоренные слова.

Справка

Позиция религий в отношении милостыни однозначна. И христианство, и ислам, и буддизм советуют подавать просящим при каждой возможности.



автор

*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов