Где в России можно найти золото и что с ним дальше делать
1 июня – важная дата для истории освоения российских недр. В этот майский вторник 1745 года (да, по старому стилю было еще 21 мая) уральский крестьянин из раскольников Ерофей Марков, как обычно, отправился искать самоцветы, коими богата местная земля. В первую очередь старателя интересовал горный хрусталь, но не брезговал он и другими красивыми минералами. В тот день несколько камешков его сильно удивили – «плиточки» с необычным желтым узором.
Инициатива наказуема
Ерофей не понял, что за ценность попалась ему в руки, но на всякий случай отнес ее в гранильную мастерскую. Тут и начались злоключения Ерофея Сидоровича. Ибо спешно присланные на место находки штейгеры (горные мастера) из Канцелярии главного начальника горных заводов Уральского хребта в Екатеринбурге не нашли на указанном месте ровным счетом ничего. И Маркову стали «шить» дело об укрывательстве настоящего месторождения. Его взяли под стражу, потом выпустили под поруки общины, но сколько и в каких условиях он просидел (возможно, речь идет о домашнем аресте) – неизвестно.
Лишь через два года, в июне 1747 года (то есть ровно 270 лет назад) в долине реки Березовки нашли наконец золото – не врал крестьянин! С него окончательно сняли подозрения, выплатили вознаграждение и привлекли к добыче: стране вмиг потребовались опытные старатели. Первое в России месторождение назвали Шарташским – по названию озера Шарташ, которое сейчас находится в границах города Екатеринбурга. Здесь был основан Первоначальный рудник, вошедший позднее в группу Березовских рудников.
Так через 250 лет после начала активного поиска золота в русской земле (это было еще при Иване III) совершенно случайным образом старания увенчались успехом. И надо сказать, что находка Маркова дала мощнейший импульс всей отрасли, благо месторождение оказалось исключительно богатым. Достаточно сказать, что в общей сложности здесь было заложено свыше тысячи шахт, и несколько из них до сих пор работают, причем одна признана самой старой в мире из действующих.
Мы впереди планеты всей
А в 1814 году штейгер Лев Брусницын нашел на Урале месторождения рассыпного золота – самого легкого для добычи. И это породило первую в мире золотую лихорадку: авантюристы со всего мира ринулись на Урал.
В 1845 году, через 100 лет после находки Маркова, Россия вышла на первое место в мире по объему добычи золота.
Советская власть ввела государственную монополию на добычу полезных ископаемых и поставила это на широкую ногу: в 1950-60-е годы в СССР было, можно сказать, целое поколение геологов. Экспедиции в непроходимые северо-восточные земли, песни у костра, «Я друзей не видел по полгода» – благодаря открытым в те десятилетия месторождениям (в первую очередь нефтегазовым, но и золотым, серебряным и т.д. тоже), собственно, сейчас и выживает Россия, разрушившая почти все невоенное производство.
До последнего времени лишь одно из 15 крупнейших золотых месторождений России принадлежало государству, то есть нам с вами. Это Сухой Лог в Иркутской области. Первое место по доказанным запасам (порядка 2700 тонн) компенсируется крайне низким содержанием драгоценного металла в руде, а значит и высокой стоимостью разработки. Но и это месторождение ушло к частникам – в январе 2017 года компания «СЛ Золото» выиграла аукцион без борьбы. Аукцион длился 12 минут, он принес бюджету 9,4 млрд руб., а главным золотоискателем страны по его итогам стал главный из совладельцев «СЛ Золота» Саид Керимов. Формально в предприятии участвует и государственный «Ростех», но только ради того, чтобы «СЛ Золото» вообще допустили к аукциону: от участников требовали доли государства не менее чем в 25%. Генеральный директор «Ростеха» Сергей Чемезов даже не скрывал, что государственной корпорации этот проект не особенно интересен. Эксперты полагают, что месторождение ушло в частные руки за цену намного ниже реальной: не могут одни из крупнейших запасов золота в мире стоить всего 150 миллионов долларов.
Разумеется, с каждой добытой унции золота новым владельцам месторождения придется заплатить существенные налоги в бюджет. Не настолько, впрочем, существенные, как ранее: в 2015 году пришлось снизить налог на добычу полезных ископаемых для золотодобытчиков, так как эта сфера начала потихоньку хиреть из-за трудностей доступа к месторождениям.
Куда податься
Перечислим остальные 14 месторождений и их примерные запасы (в тоннах чистого золота). Легко увидеть, что почти все они находятся отнюдь не в благоприятных для работ климатических и геологических зонах.
- Наталкинское (Магаданская обл.) – 1500
- Нежданинское (Якутия) – 477
- Олимпиада (Красноярский край) – 377
- Благодатное (Красноярский край, рядом с Олимпиадой) – 222
- Майское (Чукотка) – 136
- Кючус (Якутия) – 136
- Купол (Чукотка) – 120
- Куранах (Якутия) – 110
- Пионер (Амурская область) – 100
- Светлинское (Челябинская обл.) – 100
- Дарасун (Забайкалье) – 96
- Многовершинное (Хабаровский край) – 87
- Ведуга (Красноярский край) – 72
- Воронцовское (Свердловская обл.) – 62
Эти цифры постоянно пересматриваются, а с ними и порядок месторождений в списке. Так или иначе, наша страна остается среди лидеров золотодобычи, ее доля в разные годы составляет 6–10% от общего мирового объема.
В России разрешена деятельность старательских групп, но частная добыча золота без соответствующего разрешения строго запрещена. Если вы вдруг найдете золотой самородок, ваша обязанность – сдать его в соответствующие государственные органы в установленном порядке. И можете быть уверены – намучаетесь не хуже Ерофея Маркова.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов