История крымско-татарской государственности насчитывает, как и многое в нашей стране, ровно сто лет. После падения царского правительства и начала невнятных действий Временного правительства окраины империи зашевелились: не наступил ли момент для обретения долгожданной независимости?
Петербург дурит
То тут, то там поднимали голову сепаратисты: сначала осторожно, потом всё смелее. Их политической опорой были как местные националисты, так и великоросские большевики, обещавшие всем без исключения равенство, братство, но особенно – свободу от имперского гнета. И если Временное правительство предоставило независимость только уже не контролировавшейся им Польше – и то в неопределенном будущем на неопределенных условиях, – то большевики действительно отпустили на свободу все национальные окраины. После чего, правда, пришли туда с равенством, братством и захваченным на военных складах оружием, так что уже в 1922 году свежеобразованный СССР почти в точности повторял имперские границы.
Но пока на дворе весна 1917-го, из Петербурга поступают странные вести, на фронтах неразбериха. Как жить? – спросили себя в Крыму, перед которым внезапно встала угроза быть отрезанным от метрополии. Украинские националисты не считали полуостров частью своих виртуальных государств (власть в Киеве и Харькове менялась порой ежемесячно), а оставаться с Россией при таких условиях было весьма сложно.
Симферополь избирает
Начали с идеологии. В апреле 1917 года в Симферополе прошел первый съезд мусульман Крыма (подавляющее большинство населения полуострова были мусульманами). Главой избранного там Мусульманского исполнительного комитета стал молодой активист, 32-летний Номан Челебиджихан, он же Челеби Челебиев – человек, духовно сформировавшийся в Османской империи. Ему принадлежал и текст крымско-татарского гимна «Я поклялся».
Формально новый орган должен был заботиться о духовной, а не светской жизни, но очень скоро пришлось решать вопрос самообороны: в конце концов, шла Первая мировая война, а на соседней Украине назревала нехилая заварушка. Были созданы добровольческие части – Татарский батальон. Формально ни о какой независимости не говорилось, и Временное правительство в Петербурге поддержало действия новой структуры.
Осенью 1917 года все же встал вопрос о самоопределении: татары постановили собрать Курултай – законодательное собрание. Подготовка к выборам началась еще при Керенском, а закончилась уже при Ленине, который сразу повторил свой рекламный тезис о праве народов на самоопределение. В воздухе запахло независимостью. Появился термин «Крымская народная республика».
Кстати: выборы в Курултай 17 ноября 1917 года стали первыми в истории мусульманских народов всего мира, на которых женщины имели право голоса.
Курултай собрался 26 ноября в Бахчисарае и сформировал правительство, которое возглавил все тот же Челебиджихан. Но судьба у этой власти была примерно такой же, как и у Учредительного собрания, ведь большевики признали независимость Украины, но не Крыма.
Уже в январе 1918 года поддержавшие большевиков матросы Черноморского флота вместе с красногвардейцами выбили татарские части из Симферополя; вскоре без суда был убит Челебиджихан. У него нет могилы, но он до сих пор остается культовой фигурой для всего крымско-татарского народа.
Берлин диктует
Большевики продержались недолго – вскоре на полуостров пришли украинцы (Запорожский корпус), которые в союзе с крымско-татарскими партизанами выбили красных. Но и власти жовто-блакитных хватило ненадолго, тем более что их интересовал не полуостров, а Черноморский флот. В Крым пришли вежливые немецкие солдаты, которые попросили запорожцев покинуть территорию и дали крымским татарам еще одну возможность построить свою государственность. Главой полуострова становится генерал Сулейман Сулькевич, в годы Первой мировой возглавлявший на фронте Мусульманский корпус. Противостояние с Киевом становится открытым: гетман Скоропадский объявляет об экономической блокаде Крыма. 18 июня 1918 года Сулькевич заявил, что его цель – «Сохранение самостоятельности Крымского полуострова вплоть до выяснения его международного положения и возобновления законности и порядка». Сам Сулькевич, литовский татарин, требовал активного применения русского, а не украинского или крымско-татарского языков, что делало его чужим для всех.
Сулькевич проиграл: блокада поставила Крым в безвыходное положение, и уже в октябре генералу пришлось согласиться на «вхождение Крыма в состав Украинского государства на правах автономии».
Впрочем, соглашение действовало недолго, хаос крымской государственности шел по нарастающей. После ухода проигравших Первую мировую немцев их заменили представители Антанты – французы и англичане, а также русские белогвардейцы. Сулькевича сменил предприниматель Соломон Крым – тоже, мягко говоря, не крымский татарин. Но мнение местных жителей уже никого не интересовало: до Крыма докатилась война между «белыми» и «красными».
Москва решает
Петербургские офицеры и сормовский пролетариат решили выяснить, кому из них гулять по древней Тавриде (одно из исторических названий Крыма – ред.). Эвакуация из Крыма в Стамбул и далее в Европу спасла сотни тысяч русских жизней (один писатель Владимир Набоков чего стоит), но в то же время за четыре года (1918–1922) от действий обеих армий погибло более 20% крымских татар. Так что их нелюбовь к установившейся в итоге советской власти легко объяснима.
Все эти события если не извиняют, то уж точно объясняют действия крымско-татарских активистов, которые в 1940-х годах действительно не рвались сражаться с нацистами. О короткой немецкой оккупации 1918 года здесь осталась вполне добрая память, а отличить более-менее цивилизованных солдат Вильгельма II от зомбированных гитлеровских зверей татары, к сожалению, не смогли. Дальнейшее известно – беззаконная высылка народа, спорная передача полуострова Украине, не менее спорная программа возвращения крымских татар (активно действовавшая при президенте Викторе Ющенко), очередная смута в Киеве – и новое использование Крымом шанса на самоопределение. Которое многие крымские татары предсказуемо не поддержали: ведь ранее Ющенко предоставил им огромные привилегии, чем резко обострил обстановку в автономной республике.
Слишком много наций и интересов сплелись на райски красивом полуострове. Крымские татары давно не являются там этническим большинством, но их история заслуживает такого же уважения, как и судьба других народов.
России еще предстоит выработать в Крыму умную национальную политику, свободную и от сталинских, и от ющенковских перегибов. Иначе недоброжелатели десятилетиями будут разыгрывать «крымскую карту» в самые болезненные для России моменты.