Зачем немцы приезжали к русскому царю в ссылку под видом сотрудников Красного Креста

Николай II с женой и детьми

105 лет назад, в июле 1918 года, последний император Николай II, его супруга Александра Федоровна, четыре дочери и сын, а с ними доктор Боткин, лакей, повар и горничная были расстреляны в подвале бывшего дома инженера-строителя Николая Ипатьева. Не станем сейчас рассуждать о причинах казни: история свершилась, ничего не изменить. Поговорим о тех, кто запросто мог спасти русского царя, но не стал этого делать.

Английский король Георг V и Николай II, похожие, словно близнецы-братья, крепко дружили с детства. Их матери - родные сестры, дочери датского короля Кристиана IX - вывозили мальчиков к дедушке на летние каникулы и друг к другу в гости ездили.

- Да, мой самый дорогой Ники, я надеюсь, что мы всегда будем продолжать нашу с тобой дружбу; ты знаешь, я неизменен, и я всегда тебя так любил. В мыслях я постоянно с тобой. Благослови тебя Бог, мой дорогой старина Ники, и помни, что ты всегда можешь рассчитывать на меня как на своего друга. Навеки твой преданный друг Джорджи. - От такого трогательного письма английского кузена русскому и прослезиться можно.

Сразу после отречения Николая от престола глава Временного правительства Александр Керенский предложил ему уехать в Лондон к родне. Британское правительство охотно подтвердило приглашение. К июлю 1917-го вроде все решили, оставалось дождаться британского судна в Мурманске. И тут любящий братец и преданный друг Джорджи пошел на попятную. Дескать, я никого не звал, это вам министры наобещали, и вообще, эти русские симпатизируют Германии, а у нас тут война! Между прочим, правительство страны пыталось переубедить Георга, мол, мы ведь его пригласили. Но тот уперся: нечего русским тут делать!

Долгое время историки прикрывали предательство Георга тем, что он побоялся большевистской смуты. Хотя при чем тут Николай и тем более его дети? Дело вообще было в другом. Перед Первой мировой войной в британские банки отправили 440 тонн российского золота - в залог оплаты техники и оружия. Так называемые союзники его и так попридержали, к 1917 году выполнив поставки всего на 5 процентов. И еще был вклад на 5,5 тонны личных золотых слитков Николая. Георг не мог не понимать: шансов выжить в горниле революции у царской семьи немного. А он - наследник. Бонусом шло политическое ослабление России, которая без царя развалится и можно будет дербанить ее на кусочки - по крайней мере, так видели будущее нашей страны в Европе. Англичанка активно гадила уже тогда, несмотря на родственные узы, так чего сейчас удивляться, что британцы все российские активы заморозили - даже у «нетвойнистов».

Николай II с женой 

Послал немцев

Отречение царя и внутренняя политическая борьба в России оказались на руку Германии с ее ослабленной к 1917 году армией и не выдерживавшей военных трат экономикой. Положение на фронте изменилось в пользу рейха, так что кайзеру Вильгельму II, тоже приходившемуся двоюродным братом и Николаю, и его супруге, на судьбу бывшего императора было наплевать. В конце концов, их страны и так воевали, о родственных связях тут говорить не приходится. Но вот судьба немецкой принцессы Гессен-Дармштадтской, то есть императрицы Александры Федоровны, а также ее детей, в жилах которых текла немецкая кровь, их некоторое время занимала.

- При любых обстоятельствах немецкая принцесса и ее дети, в том числе наследник, как неотделимый от матери, не могут быть оставлены на произвол судьбы, - внушал посол Германии граф Вильгельм фон Мирбах советскому руководству. Заметьте, в дипломатической формулировке о царе ни слова. Потому что он свою позицию обозначил парой месяцев ранее, когда отказался признавать Брестский мир. Он был уже в тобольской ссылке, но представители германских властей добрались до него, выдавая себя за сотрудников Красного Креста. Предлагали признать сепаратный мир с Германией в обмен на спасение всего семейства. Царь категорически отказался иметь какие-либо дела с немцами.

Николай II с женой 

Корона российской княгини

Княгиня Мария Павловна, супруга великого князя Владимира Александровича (Николай - его племянник), обожала драгоценности. После Февральской революции, уже будучи вдовой, приказала сделать специальный сейф, в котором прятала свои золото-бриллианты от лихих людей. Вывезти сокровища за границу ей помог английский дипломат Альберт Стопфорд, выносивший их из сейфа переодетым в женское платье, а затем прятавший в дипломатическом багаже.

Подарок мужа - великолепная бриллиантовая тиара с 15 каплевидными жемчужинами перешла по наследству дочери - Елене Владимировне. А той пришлось продать фамильную ценность из-за нужды. Выкупила уникальное украшение супруга Георга V - Мария Текская. Жемчужины в короне сделали съемными, создали изумрудные подвески, так что можно было носить ее в соответствии с нарядом - с жемчугом, изумрудами или без всего. В таком виде тиара досталась Елизавете II, которая ее просто обожала и часто надевала. Украшение пыталась выпросить на свадьбу Меган Маркл. Но наглой американке британские монархи в этом удовольствии отказали.


Денег нет, но вы держитесь

В 1934 году Наталья Шереметьевская, вдова брата Николая II - Михаила Александровича Романова, подала коллективный иск от нескольких наследников русского царя: хотела получить вклад, хранившийся в берлинском банке. Разбирательство длилось четыре года и даже завершилось в пользу истцов. Только выплатили им копейки: сказали, послевоенная инфляция все сожрала.

Богаче всех живых

Российские императоры держали деньги в банках Англии, Германии, Франции и США. Не все вклады упоминались в финансовых отчетах Министерства императорского двора, поэтому точные суммы указать сложно. Историк Владимир Фетисов прикинул, что все активы царской семьи - деньги на вкладах и проценты, земля, предприятия, драгоценности - тянули на 16 - 18 млрд руб. Если пересчитать в современных деньгах, это около 15 трлн руб., или примерно $ 165 млрд. Так что сегодня Николай II стал бы третьим среди самых богатых людей мира после француза Бернара Арно с его $211,8 млрд и Илона Маска с $180 млрд.

Ценный груз

В апреле 1919-го вдовствующую императрицу Марию Федоровну с дочерями, зятьями, внуками и еще несколько десятков членов романовской династии, с 1917-го живших в Крыму, подняли на борт британского крейсера «Мальборо», отходившего к берегам Туманного Альбиона. Дискуссий не было, хотя Мария Федоровна сопротивлялась. Вывезли, и всё. Эти Романовы англичанам ничем не мешали, тем более что у них с собой были ценности, которые можно было скупить по дешевке.